Фотокамера

на службе Отечеству



По материалам личного фонда

Сергея Гавриловича Гасилова

(Фонд №40 НА РАХ)

Восстанавливая разрушенные войной памятники культуры, реставраторы, обращаются к фотографиям, а вместе с тем к нам в XXI веке возвращаются «забытые» имена, связанные с фотофиксацией века минувшего.

Сергей Гаврилович Гасилов родился 3 октября 1893 года в Петербурге. Имея за плечами неоконченное высшее образование электрохимического отделения Политехнического института по специальности «фотохимия», определился с делом всей своей жизни — фотографией. Работал в фотокабинете Публичной Библиотеки, где занимался проблемами съемки плохо читаемых рукописей. Благодаря предложенной им оптимизации процессов обслуживания, у широкого круга читателей появилась возможность заказывать фотокопии материалов.

Сергей Гаврилович был активно вовлечен в организацию фотолабораторий для различных организаций и учреждений в Ленинграде и Москве, служил по совместительству директором первой в СССР Лаборатории научно-прикладной фотографии и кинематографии АН СССР.

В августе 1935 года, располагая столь обширным опытом проектирования фотографических кабинетов, Сергей Гаврилович Гасилов с учетом последних научных достижений и тенденций в фотографии организовал фотолабораторию при Всероссийской Академии Художеств, служащую учебно-вспомогательным и научным целям, и занял должность ее художественного руководителя. В задачи лаборатории входила съёмка музейных предметов, картин, рисунков, скульптуры, архитектурных сооружений и других объектов. По оснащению она была одной из лучших в Советском Союзе.
В страшные годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Сергей Гаврилович Гасилов и коллектив лаборатории мужественно несли службу в осажденном городе. Им удалось не только сохранить фотолабораторию, но и, преодолевая трудности, продолжать свою профессиональную деятельность.
В «Записке об использовании Фотографической лаборатории Всероссийской Академии Художеств в военное время» Сергей Гаврилович писал так:
«<…> Известно, что современная фотография разнообразно и с большой пользой может быть применена в военном деле и при работе крупных войсковых соединений, где она может облегчить, уточнить и ускорить работу. В настоящее время, когда все силы и средства нашей Великой Родины интенсивно используются для борьбы с врагом, фотографическая лаборатория ВАХ <…> может взять на себя выполнение видов работы, потребность в которых возникает особенно в условиях военной обстановки. <…>
1. Изготовление фоторепродукций с карт, набросков, чертежей, текстов, документов, фотографий и пр.
2. Спешное размножение документов, схем, инструкций и проч.
3. Фотографирование разрушений, повреждений, аварий, приборов, инструментов, военных трофеев, фотографирование при составлении всякого рода актов, фиксацию состояния памятников культуры и искусств в местностях, освобожденных от немецких войск и проч. подобное.
Для выполнения этого рода работ фотографы лаборатории могут быть командированы со всей необходимой аппаратурой, как в пределах Ленинграда, так и вне его.
4. Имея инженерно химическое образование, 17-летний стаж практической работы в области научно-прикладной и технической фотографии и 15-летний стаж по руководству и организации наиболее крупных лабораторий научно-прикладной фотографии в Ленинграде, могу взять лично на себя следующие виды работ:
а. всякого вида работу по трехцветной фотографии и друг. специальным видам фотографии, в том числе;
в. организацию лабораторий или небольших ячеек для выполнения фотокопий и для фотографирования документов на кинопленку.
с. испытание фотоприборов и фотоматериалов;
d. инструктаж по вопросам фотографии;
е. выполнение экспериментальных работ;
f. просмотр и подбор литературы;
g. составление инструкций, схем, чертежей, диаграмм и проч.

Фотограф. лаборатория ВАХ располагает достаточным для работы в течение нескольких месяцев запасом наиболее необходимых и дефицитных в настоящее время фотоматериалов. Помещение фотолаборатории расположено в первом этаже старинного здания Академии художеств (В.О., Университетская наб. 17), что позволяет Лаборатории не прерывать работу во время воздушных налетов. В лаборатории имеется 5 отдельных кабин для фотографов, 5 отдельных мест в лаборатории позитивного процесса, шкафы для быстрой сушки продукции и проч.

Исходя из вышеизложенного, прошу взять фотолабораторию ВАХ на время войны в ведение Штаба фронта или Военного совета фронта и использовать ее производственные возможности для нужд обороны страны. При этом высказываю твердую уверенность, что Лаборатория вполне оправдает такое доверие и сумеет быть полезной <…>. Образцы работ Лаборатории могут быть представлены.
10.I. 1942. С. Гасилов»[1].

[1] Личный фонд С.Г. Гасилова (Фонд №40) НА РАХ
Активное участие фотолаборатория ВАХ принимала в создании наглядной агитации для войск Ленинградского фронта — были подготовлены сотни передвижных выставок, рассказывающих о вражеских армиях, их стратегии и тактике.

В последние месяцы Великой Отечественной войны Государственная инспекция по охране памятников (ГИОП) Ленинграда направляла фотографов и художников на фиксацию ущерба, причиненного фашистами, памятникам архитектуры Ленинграда и пригородов. Среди них был и Сергей Гаврилович. Итоги его масштабной работы по фотофиксации разрушений хранятся в Отделе негативов и фотографических репродукций Научного архива РАХ и являются особо ценным материалом.

В одном из документов С.Г. Гасилов отмечает: «Постоянно меняющийся облик города, жизнь которого насыщена событиями исторической важности, требует частой, систематической и протокольно-точной фиксации внешнего вида своих улиц, площадей, памятников, отдельных домов, углов, стен и заборов, оклеенных плакатами и целых городских ансамблей. Подлежит фиксации не только то, что может быть в настоящее время использовано в печати, но и все то, что может, быть использовано лишь в будущем. Способом такой фиксации должна быть фотография, фотографированием должно быть охвачено возможно большее число объектов и некоторые из них необходимо фотографировать систематически через определенные промежутки времени. Особенное внимание должно быть обращено на фотографирование того, что не может случить сюжетом для современной фото- или кинохроники. В отличие от хроникальной съемки должна быть сделана сухая протокольная съемка по возможности на формат пластинки не менее 6х9 см., с хорошей передачей деталей. Вообще съемка должна выполняться с учетом «удовлетворить разнообразные потребности науки, техники и искусства». Сделанные снимки должны быть датированы, снабжены кратким, но исчерпывающим пояснением, негативы должны быть тщательно консервированы для долгого хранения и все собранные фотоматериалы должны храниться, как документы большой важности, под соответствующим контролем…»[2].

[2] Научный архив РАХ. Личное дело С.Г. Гасилова. Ф. 10, оп. 2, Ед.хр. 44, л. 14.
Кроме того, Сергеем Гавриловичем Гасиловым создана серия фотографий, документирующих быт сотрудников и студентов академии в блокадном Ленинграде. На его снимках можно увидеть условия жизни в общежитии, находившемся в подвале главного здания, процесс обустройства огородов во внутреннем дворе Академии и в саду, повреждения зданий, вызванные бомбардировками и артобстрелами.
На протяжении многих лет Сергей Гаврилович Гасилов оттачивал профессиональное мастерство и совершенствовал методы научно-прикладной фотографии. Его особенная заслуга — внедрение способа трехцветной печати. Фотоработами С. Г. Гасилова проиллюстрированы разнообразные отечественные и зарубежные книжные издания.
НА РАХ
2с-745