МОЯ    ПАЛЬМИРА

*С огромной благодарностью за помощь в работе

моему супругу Анатолию Борисовичу Георгиевскому

Наши ученые проехали более 45 000 км. различных маршрутов по земле древней цивилизации. Мой небольшой экскурс в историю этой удивительной страны поможет тем, кто интересуется историей, сохранением культурного наследия мирового значения, кому не безразлично происходящее на нашей планете настоящее.
Впервые о Пальмире я услышала и увидела незабываемую картинку в учебнике истории Ф.П. Коровина «История древнего мира» для 5 класса ещё в детстве, в школьные годы.
Мой славный город Санкт-Петербург часто сравнивали с сирийской Пальмирой и называли его Северная Пальмира. Я никогда не думала, что судьба сделает мне и моей семье огромный подарок, и мы окажемся там, в этом древнем историческом городе, будем ходить по его улицам, встречать рассвет, любоваться закатом и делать много-много фотографий.
В Сирии моя семья оказалась в 1983 году, работая там по контракту проекта, организованном Академией наук СССР. Прежде всего нас поразило там обилие архитектурных памятников античного периода: руины древних городов, огромное количество храмов, дозорных башен, плотин, акведуков, дорог, крепостей…
Итак, совершим небольшое путешествие в археологический город-музей Пальмиру и увидим ее такой, какой она предстала перед нами в теперь уже далекие от нас 80-е годы прошлого века.

*Остатки городской стены. Май 1984.

*Общая планировка города. Май 1984.

*Оазис финиковых пальм. Декабрь 1983.

*Пальмира начинается с Триумфальной арки. Декабрь 1983.

*Рядом с аркой проходит шоссе из Дейр-Эз-Зора на Хомс и Дамаск. Декабрь 1983.

*От былого великолепия арки сохранилось немного. Май 1984.

*Колонная улица - главная улица Пальмиры - начинается сразу за аркой. Декабрь 1983.

На колоннах видны подставки под бюсты или скульптуры. Декабрь 1983.

Работы археологам хватит на долгие годы. Май 1984.

Часть Колонной улицы. Май 1984.

Колонная улица. Май 1984.

В основании колонны источены ветропесчаной эрозией. Апрель 1985.

Остатки одной из колонн. Апрель 1985.

Арка в середине Колонной улицы. Апрель 1985.

Храм Аполлона лежит в руинах. Май 1984.

Колонная улица уходит к подножию горы с замком. Декабрь 1984.

Несколько колонн изготовлены из гранита. Апрель 1984.

Тетрапилон расположен в центре Колонной улицы. Декабрь 1983.

Пальмирский Сенат. Май 1984.

Плавильный котел народов

Во все исторические периоды Сирия находилась на перекрестке важнейших торговых направлений. Шелковый Путь из Европы на Восток – в Ирак, Персию, Индию, а далее в Китай и обратно шел только через Сирию. На свою беду Сирия была окружена мощными рабовладельческими государствамиЕгиптом, Ассирией, Вавилоном. Периодически на нее накатывались волны кочевых племен с Аравийского полуострова. Перечень племен и народов, в разное время населявших Сирию, а значит несущих свои правила и законы жизни и культуры, просто огромен: амориты, арамейцы, халдеи, финикийцы, хетты, ассирийцы, вавилоняне, персы, античные греки, парфяне, римляне, византийцы, монголы, турки, в новые временаармяне, чеченцы и другие.

    Проживают бедуины небольшими группами в длинных черных палатках из козьей шерсти, разделенных внутри перегородками для ночлега семьи, приема гостей, укрытия скота от непогоды. Верблюдов у большинства давно нет, это уже экзотика, а кочуют они на автомобилях, на них же перевозят овец, коз и воду с ближайших источников. Живут бедуины довольно бедно.
С кочевниками-бедуинами нам приходилось много общаться по ходу выполнения полевых изысканий. Они остаются хранителями древних обычаев и менталитета коренных арабов. Бедуины составляют особую касту населения Сирии, численностью около 300 тыс. человек так как не имеют гражданства, паспортов, не знают грамоты, не служат в армии и не признают границ между соседними государствами. Рождение и смерть у них не регистрируются. Умерших просто хоронят, не устанавливая никаких знаков, и вскоре это место заносится песком.
В своих кочевках бедуин свободен как «хамсин»ветер, который дует около 50-ти дней в году и приносит жару из Аравии, что и отмечено в его названии: хамсинэто пятьдесят. Тем не менее, бедуины платят налог государству по числу своих овец и соблюдают примерные границы использования пастбищ с другими племенами и родами.

Нередко все их богатствоэто несколько десятков овец. Медициной не пользуются, лечатся травами и колдовством. Дети бегают босиком полураздетые с нечесаными волосами на головах. Но при этом в силу естественного отбора, мужчины сильные и выносливые, а женщины стройны и красивы. Среди бедуинов нет толстяков в отличие от жителей города, где их немало.

Надо отметить, что бедуины и арабы вообще любят собираться группами и могут часами беседовать между собой за чашкой кофе, чая или даже без них. Сначала может долго обсуждаться стоимость товаров в разных городах, например, соли и оливок, потомжизнь и политика, где у каждого бытует свое мнение. Поэтому спорят подолгу. Бедуины по-прежнему живут племенами, которые состоят из родов. Родэто несколько семей, имеющих общего предка. Род возглавляет старейшина, который выбирается из наиболее опытных и умных.

Самый влиятельный из старейшин становится главой племенишейхом. Шейх окружен советниками, опытными людьми, общаясь с которыми он решает хозяйственные и другие вопросы: времени и мест кочевания, торговли своей продукцией мясом и шерстью, войны и мира с соседними племенами, конфликтов отдельных людей и родов.

Бедуины отличаются очень большим гостеприимством и с радостью принимают гостей, они охотно обо всем рассказывают, обязательно угощают крепчайшим кофе.

На зимний период кочевники останавливаются вблизи колодцев и скважин ближе к горам. У палаток появляются кучи хвороста, а также всего, что способно гореть. Кусты полыни вырубаются вместе с корнями, что ведет к исчезновению последнего корма для овец. Постоянное перемещение автомашин без определенных дорог и направлений по всей пустыне тоже ведет к деградации растительного покрова.

Бедуинки нередко украшают свои лица татуировкой-символом племени. Она помимо эстетической несет еще и практическую пользу: в случае похищения девушки, что до сих пор наблюдается у арабов пустыни, будет легче отыскать похищенную в другом племени.

Для обеспечения своей безопасности все бедуины вооружены.

Пальмира, находится на перекрестке дорог в географическом центре Сирии. От порта Тартус до нее 220 км, до Дамаска - 240, до города Дэйр-Эс-Зор на восточной границе - 230. Еще в начале 20го века, для туристов здесь был построен отель «Зенобия», а руины древнего города начинались буквально у его порога.

Часы отдыха и выходные дни мой муж посвящал изучению и фотографированию достопримечательностей Пальмиры, она буквально очаровала его своим великолепием. В период своего расцвета это был фантастически прекрасный город среди пустыни, построенный преимущественно трудом рабов, а не джиннов, как в арабском фольклоре. Гуляя по Пальмире, было отснято более 200 слайдов на немецкую пленку ORBO-HROM. Цифровой техники тогда еще не было. Эти слайды пролежали на полке в шкафу более тридцати лет. Когда мы узнали, что натворили боевики с этим древним и прекрасным городом, решили опубликовать некоторые из них, как воспоминание о годах нашей юности.

История появления Пальмиры

В 333 году до нашей эры небольшая армия греков с царем Александром Македонским во главе, разбила войска персидского царя Дария при реке Граник в Малой Азии, а затем при городе Исса, и в 331 году при поселении Гавгамелы, уже в 400 км от Вавилона. После этих трех побед Македонский царь подчинил себе всю Сирию, Египет, Вавилон и Персию, создав огромную империю. Победитель персов повел себя необычным образом для завоевателей того времени, занимавшихся грабежом побежденных. Он распорядился строить повсюду новые города, распространять греческое образование и культуру. Но империя Александра просуществовала недолго. После его смерти в 323 г. до н.э. она была поделена между его военачальниками. Сирия стала эллиническим государством селевкидов по имени полководца Селевк. Началась иммиграция греков на эту территорию. В результате смешения передовой тогда греческой культуры с высокой местной культурой возникла новая, так называемая эллиническая культура, сохранившаяся до наших дней в виде архитектурных памятников. Тогда расцвели в Сирии многочисленные города: Антиохия, Латтакия, Босра, Алеппо, Апамея и конечно, Пальмира. Однако Тадмор (город пальм) как первоначально называлась Пальмира, был известен еще за 2 тысячи лет до н.э., о чем повествуют глиняные таблички. Основой жизни пальмирцев была торговля. Здесь сходились торговые пути караванов и взималась плата за их транзит.

Наследники Александра селевкиды продолжали воевать с соседями, что вело к ослаблению их государства. В 64 г. до н.э. Сирия была покорена Римом и стала одной из его провинций. Здесь выращивали много пшеницы и других культур, через неё шел большой поток товаров. При этом с 1-го века нашей эры, Тадмор формально оставался независимым от Рима, играя роль буферного государства между персами и римлянами.

К 40-му году н.э. Тадмор превратился в богатейший торговый узел. Здесь было все: индийская слоновая кость, китайские шелка, персидские ковры, жемчуг, вина, стекло, керамика, рабы, благовония. Финиковая роща и даже вода приносили в пустыне немалый доход.

При императоре Тиберии Тадмор платит дань Риму, и тогда получает название Пальмира. Она стала настолько знаменитой, что в 129 г.н.э. император Адриан посетил город и присвоил ему титул «свободного города». Но при этом Рим пристально следит за Пальмирой, держит здесь вспомогательный легион, в котором служат и пальмирцы, а при императоре Септиме город становится Римской колонией.

С этого периода начинается вражда между Пальмирой и Римом. В начале 3-го века случился бунт, к которому был причастен сенатор Оденат, за это и был казнен. Несмотря на это его сын Хайран получил звание «пальмирского принца». В свою очередь его сын, муж прославившейся Зенобии, в 258 году получил от Рима титул консула. Но в 266 году в результате заговора близких родственников он был убит, а власть перешла к его малолетнему сыну. Зенобия образованная, волевая, властолюбивая и очень амбициозная женщина, стала регентшей при сыне и быстро взяла власть в свои руки.

Photo by Mike
Photo by Jason

Как только Зенобия стала правительницей Пальмиры, ее политика изменилась коренным образом. Ее ближайшим советником, своего рода премьер-министром, стал греческий философ и оратор Кассий Лонгин, ненавидевший Рим. Под его влиянием Зенобия начала вытеснять римлян с Востока. Она подчинила Пальмире всю Сирию, затем Египет и дошла в Малой Азии до проливов в Черное море.

Рим в это время (214-270 гг.) переживал нелегкие времена, борясь с набегами готов. Поэтому император Аврелиан вступил в мирные переговоры с Зенобией. Но ее уже было не остановить, в 271 году она провозглашает себя императрицей Востока, начинает чеканить монеты со своим изображением. Тогда Аврелиан переходит к активным действиям, и осенью того же 271 года легионы высаживаются в Египте, где он быстро побеждает наемные войска Зенобии, теснит их дальше и занимает города Сирии.

В районе Антиохии войска встретились в генеральном сражении. Армия Зенобии потерпела полное поражение и бежала за стены Пальмиры. Легионы Аврелиана осадили город. Он был взят штурмом, но пощажен. Сама царица бежала на верблюде к персам. Зенобию схватили на берегу Евфрата при попытке сесть на корабль. Ей сохранили жизнь и провели босую в золотых цепях в триумфальном шествии по Риму. Кассий Лонгин и советники царицы были казнены. В Пальмире был размещен Римский легион. Вскоре Пальмира снова восстала, римский наместник был убит, легион истреблен. Аврелиан вернулся из Рима, разграбил город и приказал разобрать его стены. При Диоклетиане стены города были вновь восстановлены. В византийскую эпоху город еще продолжал жить и развиваться. Но в 634 году арабы завоевали Сирию, разорили много городов, в том числе и Пальмиру.

В 745 году город снова восстал уже против династии Омейядов. Султан Марван второй расправился с восставшими, разрушил все укрепления, а заодно немало памятников и произведений архитектуры. После этого Пальмира-Тадмор не упоминается ни в одном историческом документе.

Второе рождение Пальмиры

На разрушение города повлияли и многочисленные землетрясения, отмеченные в 359, 543, 650, 705, 738 и 741 годах, а также то, что блоки и колонны строений ставились без связующих веществ. Население постепенно покинуло город, потерявший свое торговое значение, а за столетия пески, переносимые преимущественно западными ветрами, постепенно сравняли его руины.
В Европе о Пальмире забыли, и только в 1691 году до нее добрался английский купец Галифакс. Его сообщения, напечатанные в 1722 году, были восприняты как восточная сказка. Чрез тридцать лет в 1751 году путешественник Даукинс и художник Роберт Вуд побывали в Пальмире. Через 2 года они опубликовали в Париже красочный альбом под названием «Руины Пальмиры и Тадмора в пустыне». В альбоме Вуд зарисовал панораму города, а также многие замечательные здания с архитектурными украшениями. Один экземпляр этой редкой книги хранится в Российской государственной библиотеке (бывшей Ленинке) в Москве.
Сравнение Пальмиры Вуда с современным ее обликом показывает, что за 250 лет некоторые строения исчезли, часть зданий была разобрана местным населением на свои постройки. Отдельные блоки и куски колонн мы встречали у колодцев далеко от Пальмиры. Наиболее ценные архитектурные памятники и скульптуры были увезены в музеи Англии, Франции и других стран.
В 1882 году Пальмиру изучал русский востоковед и археолог С.С. Абемелек-Лазарев. Вблизи руин храма Рабасиры он нашел замечательный камень, занесенный песком. На огромном плоском камне, длиной около пяти метров и высотой метр семьдесят сантиметров в 137 году был высечен текст «Таможенного закона для города Тадмора». Только в 1901 году с разрешения турецких властей стела в виде 4 блоков общим весом в 15 тонн с большим трудом была доставлена в Россию, сейчас она хранится в Эрмитаже. Любой посетитель может прочитать этот документ, если, конечно, знает арамейский или хотя бы греческий язык, на которых закон написан.

На камне вырезаны 56 параграфов закона. В первых строках закона определена пошлина за продажу рабов, в частности с продажи раба-мужчины взималась пошлина 2 динара. Дальше шло перечисление пошлин с грузов, привозимых в Пальмиру. Единицей измерения были: груз ослиный, груз верблюжий, груз повозочный, что соответствовало 100, 200, 1000 кг.

Далее перечислялись виды товаров: рабы и рабыни из Малой Азии и Египта, зерно, вино, скот, мясо, соль, шерсть, ткани, оливковое масло, фисташки, фрукты, пряности и другие. Особая плата бралась за выпас скота и пользование водой. Повышенная плата взималась за ароматические масла из Аравии и Индии, за ввезенный верблюжий груз плата 25 динаров, за вывозимый из Пальмиры 13 динаров.

Прошли сотни и тысячи лет. Войны и время разрушили храмы. Упали колонны, обезлюдел город, а Таможенный камень и руины древнего города продолжают рассказывать, каким был в старину ТадморПальмира.
Так, почти через две тысячи лет надпись на камне открыла административное устройство древней Пальмиры римского периода. Законодательной властью города был сенат. На «прокураторов» возлагались обязанности исполнять законы. Из текста на камне можно наглядно представить движение людей, ослов, верблюдов, скрипучих повозок, груженых товарами. Тысячи продавцов расхваливают свои богатства. Вдоль колонной улицы с утра до вечера движется разноязычная пестрая толпа, в город входят и выходят из него караваны верблюдов. Наглядно это экранизировано в фильмах по мотивам арабских сказок.

Стены крепости,сложенные из руин Храма. Декабрь 1983.

Всю первую половину 20-го века велись раскопки и восстанавливалась планировка древнего города с реставрацией строений и установкой колонн. Западные ветры принесли за столетия много песка. Встречая препятствия в виде построек, стен, колонн, канав и бассейнов песок оседал и накапливался. Много песка приносили также пыльные бури, периодически налетающие из пустыни.
Насколько много накопилось песка говорит тот факт, что к раскопкам амфитеатра в 1952 году пришлось привлечь воинские части, которые вынули из чаши театра более 10 тыс.м3 песка. Трудами арабских рабочих была расчищена Колонная улица, восстановлена часть колонн, в древности их было полторы тысячи, к нашему времени осталось 153. Колонны, как и большинство построек города, были изготовлены из розового мраморовидного известняка, довольно мягкого в обработке и подверженного ветровой эрозии, что видно на истонченных основаниях колонн.
Колонная улица длиной более километра самая широкая, ширина её 11 м. Три полосы движения были в древности: 2 боковые для пешеходов, средняя для конных экипажей и всадников.

Фрагменты украшений башен-результат раскопок археологов. Сентябрь 1984.

Колонны обрамляли не только главную улицу, идущую от главной Триумфальной, как принято сейчас называть арку, но и боковые улицы с более узкими проходами, то есть колонны шли в 4 ряда. Вдоль улицы были найдены остатки водопровода в виде стыкующихся между собой каменных блоков с просверленными отверстиями.
Где столь большой город брал воду для своих нужд сейчас неизвестно. Вряд ли
ее хватало из подземного источника Эфке, находящегося на въезде в Пальмиру. Здесь на глубине нескольких метров по галечному дну течет подземный ручей с теплой сернистой водой (+ 24 град.). Она непригодна для питья, но годится для орошения садов и пальмового оазиса. Вода медленно течет по гроту из-под хребта гор Джебель-Кайед, окаймляющего город с запада. Около источника по кускам мрамора и каменным блокам угадываются следы бассейнов и терм.
У подножия гор, окружающих Пальмиру, встречаются заброшенные кяризы (единая система водосборных вертикальных колодцев), колодцы, водоводы и водосборники. Есть также предположения, что в Вади-Аль-Кабур (долина погребальных башен) текла река с окрестных гор, покрытых лесами, а сам климат, вероятно, был более влажным. Во всяком случае, понятие «вади» говорит о том, что здесь когда-то был хотя-бы временный (в период дождей) водоток.

Архитектурные памятники Пальмиры

Вблизи гор вокруг Пальмиры лежат обширные ровные пространства. Анализ почв и чуть угадываемые прямые контуры участков показывают, что здесь были поля и орошаемые земли. Сейчас местами это сухие такыры и солончаки, которые начинаются уже за финиковой рощей.
Современный поселок Тадмор к юго-востоку от Пальмиры снабжается водой из глубоких скважин. В 1930-е годы сюда переселили жителей с исторической части Пальмиры, до этого они ютились там в строениях из сырой глины, расположенных даже в главном храме города. Поселок состоит из домиков в 1-2 этажа, стоящих вдоль прямоугольных пересекающихся улиц. Самые высокие строения – мечеть и водонапорная башня. В центре города находится (или уже находился до 2015 года) музей, где во дворе были выставлены статуи древних пальмирцев, а также саркофаги и плиты с их барельефами. Помещения музея были уставлены скульптурами и барельефами жителей разных сословий. Наиболее ценные из них, а также бронзовые изделия, украшения и статуэтки были выставлены в застекленных витринах.

Планировка Пальмиры

Пальмира была застроена не хаотично, а по определенному плану, характерному для античных городов. Эта планировка хорошо видна с холма, на вершине которого стоит средневековый арабский замок.

Основу плана составляет Колонная улица с монументальной аркой, идущая через весь город на 1130 метров. Она включала в себя центральную часть шириной 11 метров между колоннами и крытые боковые аллеи шириной 6 метров. Считается, что здесь могли быть торговые лавки. Колонны коринфского стиля имеют диаметр 95 см и высоту 10 и более метров. На каждой из них были выступы-консоли, на которых стояли бюсты, а может быть и статуи знаменитых пальмирцев, оплативших работы по их сооружению. Об этом, например, свидетельствует надпись, что некий пальмирец совместно с братом установил шесть колонн с архитравом и раскраской.

Колонная улица ведет к Тетрапилону, своего рода перекрестку двух улиц. Это великолепное по своему изяществу сооружение, около которого подолгу можно было стоять и любоваться его красотой, было разрушено взрывом 20 января 2017 года. Тетрапилон состоял из четырех пилонов, каждый из которых включал в себя четыре семнадцатиметровые гранитные колонны. Пилоны в свою очередь стояли на массивном квадратном фундаменте со стороной в 18 метров. Колонны удивляют тем, что в Сирии гранит такого красного оттенка и рисунка больше не встречается. Он есть в Египте в каменоломнях около Асуана, откуда их надо было сплавить по Нилу, перевезти морем до берегов Сирии или Ливана, а затем с неимоверными усилиями доставить за 250 км в Пальмиру, колонны нужно было поднять на высокое основание и связать сверху многотонными каменными блоками. Поневоле поверишь в работу джиннов.

Большинство публичных зданий города находятся в начале колоннады, ближе к аркам. Это Сенат, Агора (площадь собраний и торговли), театр, храм Баал-Шамина, развалины других построек.
Храм главного божества Бела (Ваала) находится с другой стороны главной арки за современным шоссе у края пальмовой рощи. Крепостная стена, окружающая город, к 6-му веку была разобрана. Однако, по ее остаткам можно определить границы городской застройки. Можно предположить, что стена эпохи Зенобии была длиннее и охватывала большую площадь города, о чем напоминает прямолинейная насыпь южнее источника Эфке.
Триумфальная арка
Вот наконец она, Триумфальная арка, знакомая по учебнику истории. Арка была сооружена древними зодчими на пересечении трех улиц города под углом, чтобы, выправив Колонную улицу, скрыть её излом.
Строительство арки археологи относят к 193-м годам н.э. Она была образцом сооружения такого рода, выполненного из каменных блоков и нарядно украшенного резьбой по камню. Арка высотой более 20 метров по краям была оформлена двойными колоннами. Как видно на зарисовках Вуда, все три арки были украшены резьбой, а высота их была значительно больше. Возможно, наверху арок стояли скульптуры.
Все три арки главного входа в город были отреставрированы французскими археологами в 1930 году и заново разрушены взрывом в октябре 2015 г. Строить и восстанавливать трудно, взрывать легко, тут ума и усилий не надо.

Триумфальная арка. Декабрь 1983.

Храм Баал-Шамина

Храм Баал-Шамина. Декабрь 1983.





Этот храм был воздвигнут по античным канонам в 130-м году на более древнем фундаменте. Храм посвящен очень важному для пальмирцев богу дождей и ветров, ведь именно от него зависело благополучие Пальмиры. Этот изящный храм с шестью колоннами на входе был построен в греко-римском стиле, но в византийский период был переоборудован в христианскую церковь. Теперь от него осталась только груда камней после взрыва 23 августа 2015 года.

Площадь Агора

Эта просторная площадь предназначалась для торговли и собраний граждан города. Она была окружена довольно высокой стеной, вход был оформлен в виде квадратной арки. Северная сторона площади предназначалась для администрации города, западная -для военных начальников, южная - для караванщиков, восточная - для сенаторов. Агора построена во 2 веке, часть ее стен была использована для оборонительной стены во время войны Зенобии с Римом. В Агоре сохранилось возвышение, с которого выступали ораторы. Западнее Агоры археологами был раскопан храм для обрядовых пиров. Одну из стен этого храма обрамляли скамьи для приглашенных лиц.

Портал на Агору (торговую площадь) украшен резьбой по камню. Декабрь 1983.

Театр

Восстановленная сцена театра. Декабрь 1984.

Театр был построен во 2 веке в центре города недалеко от колоннады. Большая сцена театра (10х50м) была украшена многочисленными колоннами с портиками наверху. За кулисы вели пять дверей. Полукруглую вымощенную плитами арену окружает 12 рядов скамей, на них могло уместиться не менее 7 тыс. зрителей. В амфитеатре замечательная акустика, даже на последних скамьях слышно все, что негромко произносится в центре арены. Снаружи театр окружен стеной, внутрь по бокам арены ведут два больших входа.
К сожалению, о театре тоже приходится говорить в прошедшем времени, так как после повторного захвата боевиками ИГИЛ в 2016 году постройки на сцене театра были взорваны. Есть надежда, что остался цел сам амфитеатр, взорвать который сложнее.

Лагерь Диоклетиана

Лагерь Диоклетиана. Перевернутая надпись. Апрель 1984.

Лагерь Диоклетиана назван так условно археологами и датируется 3-6 веками н.э. Он был построен для римского гарнизона после окончательной победы Рима над Пальмирой, для хранения боевых знамен римских легионов. На его постройку пошла резиденция Зенобии, от роскоши которой сохранилась изъеденная эрозией широкая лестница, и две колонны, увенчанные архитравом. Восточнее лагеря находится так называемая стена Юстиниана, которая опирается на ряд погребальных башен, ставших квадратными бастионами стены. Но в целом от этой окраины древнего города мало что сохранилось и мало раскопано.

Храм некрополь

Вид на некрополь из башен и пещер. Ноябрь 1983.




Этот храм расположен в конце колонной улицы на окраине города. Вид его производит грустное впечатление, сохранилась лишь часть стен и шесть колонн. Перед ними лежат, выброшенные из храма и нагроможденные в беспорядке друг на друга саркофаги и части саркофагов. Все они повреждены, барельефы на боках саркофагов сбиты. Почетные и богатые пальмирские граждане не нашли в этих каменных убежищах покоя, были выброшены и из храма, и из саркофагов.

Храм Бэла

Храм Бэла. Декабрь 1983.

Бэл или Баал (Ваал) был в Пальмире верховным божеством аналогичным по своему значению Зевсу в Греции или Юпитеру в Риме. Размеры храма поражают. Это самое большое архитектурное сооружение в Пальмире. Он состоит из двух частейбольшой, вымощенной плитами возвышенной площади прямоугольной формы со сторонами 210 Х 305 метров и собственно храма в середине площади. Площадь по краю была полностью окружена стенами высотой более 17 метров. Эти стены стоят на фундаменте из огромных каменных блоков. Храм так велик, что виден за 20 км от Пальмиры. Самые большие финиковые пальмы, растущие за храмом, не достигают и основания его стен.

Круговая стена была украшена изнутри коринфскими пилястрами и имела на севере, юге (куда было ориентировано прямоугольное основание), а также на востоке прямоугольные проемы с фронтонами. На западной стороне был вход с монументальной лестницей. Внутри вдоль трех стен шел двойной ряд коринфских колонн, но на западной стороне они были установлены в один ряд. Из 390 таких колонн уцелело чуть больше пятидесяти.

Проходы в храм позднее были заложены, а потом он был превращен арабами в крепость для защиты от набегов кочевников- бедуинов. В передней части стены из блоков храма и колонн в 12-м веке был сооружен бастион, о чем говорит арабская надпись на арке бастиона. Здесь есть пристройка, через которую надо проходить на территорию храма. Макет храма был выставлен в музее в Тадморе.

Само здание храма находится в центре площади, вымощенной большими плитами из белого известняка. Храм имел длину 60метров, ширину 31метр. Фронтон храма поддерживали два ряда колонн, по бокам они стояли в один ряд. Из 41 колонны на момент разрушения вандалами ИГИЛ оставалось 23. Но они уже стояли без капителей, которые, возможно, были бронзовыми или позолоченными, и были похищены завоевателями. На отдельных колоннах еще встречались следы позолоты.

Потолок храма в центральной части обвалился, но был цел в боковых частях, где в правой на потолке были изображены знаки зодиака, а в левойзвездное небо и летящий орел. Внутри храм был очищен археологами от мусора и глинобитных построек бедуинов, в 80-е годы там располагался концертный зал, стояло пианино и ряды стульев для слушателей. Когда-то, в нишах южной и восточной стен храма, предположительно, стояли статуи пальмирских богов.

После забвения языческих богов храм некоторое время служил христианам, о чем напоминают следы от изображения икон. Затем более 600 лет до 1936 года храм был мечетью, после чего он приобрел известный нам вид до августа 2015 года, когда был взорван. Осталась лишь арабская легенда, что этот грандиозный храм создал Сулейман ибн-Дауд (Соломон сын Давида) с помощью джиннов, так как кочевники-бедуины не могли себе представить, что такой великолепный храм могли создать люди. Когда и кем мог быть воздвигнут храм неизвестно, считается, что в своей основе он намного старше Тадмора.

Долина погребальных башен и пещер

Башни разрушены временем и эрозией. Сентябрь 1984.

За городской стеной на северо-западе протянулась наклонная долина Вади Аль-Кабур, по которой без определенного порядка стоят похоронные башни. Перед ними на склоне горы есть подземные пещеры для захоронений, вероятно, они служили также и каменоломнями. Одна из них датируется 140 годом, и получила наименование по имени трех братьев, которые вырыли эту пещеру. Вдоль ее стен расположены шесть рядов ниш, куда помещали умерших. Сухой воздух и постоянная температура обеспечивали идеальные условия для сохранности мумий. Каждая ниша закрывалась каменной плитой с рельефным изображением усопшего. В пещере захоронено 44 пальмирца, а еще 14 мест остались свободными. В боковом помещении сохранились три пустых саркофага, украшенных красивыми барельефами. Другие пещерные могильники сейчас засыпаны или полузасыпаны, входы в них угадываются в виде провалов грунта.
Погребальные башни находились в разной степени сохранности и представляли собой архитектурные сооружения из тесаного камня. Большинство из них построены из красноватого песчаника, на фоне которого выделяются выполненные из белого известняка наружные украшения. Песчаник довольно слабый материал, может быть поэтому некоторые башни обвалились. Башни строились в период трех веков начала нашей эры. Поначалу их устройство было простым одноэтажным склепом с нишами для мумий на уровне земли.
Затем башни стали более сложными по устройству, высота их достигла двадцати метров. Самая примечательная из них башня Элахбела, возведенная в 103 году. Ее построили четыре брата, один из которых носил это имя. Башня имеет пять этажей, соединенных лестницами. На каждом этаже расположен просторный зал, с боковыми полками для саркофагов. Потолок и стены нижнего этажа богато украшены лепниной. Принято считать, что башни были семейными склепами. В одном зале могло разместиться до 56 членов семейства. Многие башни за почти две тысячи лет на четверть или даже на третью часть засыпаны песком, а их нижние части скрыты от наблюдателя. Предполагается также, что под ними есть еще подземные захоронения. Может быть и хорошо, что они еще не раскопаны и не попали в руки варваров 21 века, взорвавших 4 сентября 2015 года три наиболее сохранившиеся до наших дней башни.

Крепость на вершине горы

Замок выстроен на вершине крутой горы. Декабрь 1983.

Крепость-замок на вершине горы за Пальмирой прямого отношения к ней не имеет. Ее строительство приписывается эмиру Фахр-Эд-Дину, годы жизни которого 1590-1635.
Замок носит арабское название Калаат ибн Маан, построен был по западноевропейскому плану. Склоны горы, на которой стоит замок, довольно крутые. Возможно поэтому руины Пальмиры не использовались для его постройки. Стены замка возведены из черного камня, который добывался тут же во рве, вырытом вокруг крепости. Глядя из этого рва на стены замка, кажется, что он совершенно неприступен. Известно, что в прямом военном назначении замок ни разу не был использован.

Внутри замка выдолблен колодец, есть два этажа, соединенных лестницей, стенами отгорожены другие помещения. Вход в замок соединялся подъемным мостом, от которого сохранились две высокие опоры, вытесанные из камня при сооружении рва. Даже трудно себе представить, какой объем работ был выполнен по изъятию камня при помощи простой кирки и лопаты. С верхней площадки замка открывается захватывающий вид на панораму Пальмиры. Размышляя о многострадальной судьбе древней Пальмиры приходишь к мысли, что в вывозе ее сокровищ в музеи мира есть и хорошая сторона. По крайней мере они оказались спасены от взрывов. Самым крупным собранием пальмирских раритетов в России обладает Государственный Эрмитаж. В отделе Востока Эрмитажа хранится 15 рельефных надгробий и их фрагментов. Часть из них была приобретена в Сирии Русским Археологическим Обществом, остальные были переданы Академией наук и Музеем этнографии. Один экспонат – мужская голова, фрагмент рельефа, находится в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Материалом для портретов на этих барельефах и скульптурах использовался местный пальмирский мраморовидный известняк светло-серого цвета. Из-за его крупнозернистой структуры мастера никогда не применяли полировку поверхности, а больше использовали гравировку, глубоко врезали линии бровей, морщины, завитки волос. Особо выделялись глаза, нередко преувеличенных размеров. Как и греческие скульпторы пальмирские мастера раскрашивали свои произведения в различные оттенки красной и синей красок. На портретах вырезались надписи на арамейском или греческом языках с именем умершего, а иногда и датой его кончины. Прекрасный портрет Забдибола в Эрмитаже демонстрирует яркое влияние эллинской культуры на скульптурные пальмирские памятники.
Не каждый сможет побывать в Пальмире или музее Дамаска, но любой может прикоснуться к ее высокой культуре, постояв в Эрмитаже у Таможенного камня и осмотрев скульптурные портреты древних пальмирцев, живших в Тадморе-Пальмире две тысячи лет тому назад.
Прежнюю Пальмиру человечество, вероятно, навсегда потеряло, если перечислить все лучшие памятники, уничтоженные в нашем веке. Вот печальная хронология их варварской деятельности. В мае 2015 года Пальмира была захвачена террористами, в июне был разграблен музей, директор музея 82-летний Халед Аль-Ассад, известный сирийский археолог был казнен за отказ показать места тайников, куда были спрятаны археологические ценности.
Первой жертвой боевиков стала статуя «Лев Аллат» высотой 3.5 метра, стоявшая у входа в музей и взорванная 27 июня 2015 г. Статуя была изготовлена в начале 1-го века. Лев символизировал супруга богини Аллат. Газель, которую Лев оберегает своими лапами, символизировала саму богиню. Символично, что Аллат запрещала кровопролитие. Статуя была раскопана в 1977 году польскими археологами, стала визитной карточкой Музея Пальмиры.
Храм Баал-Шамина взорван 23 августа 2015 г.
Храм Белла взорван 30 августа. Три наиболее сохранившиеся башни в долине погребений взорвали 4 сентября. Триумфальная арка взорвана 5 октября.
В марте 2016 года Пальмира и Тадмор были освобождены от ИГИЛ, но 12 декабря они повторно вошли в Пальмиру и продолжили дьявольскую работу по уничтожению культуры своих предков: 20 января 2017 г. были взорваны театр и тетрапилон, террористы также взорвали часть средневекового арабского замка.


Хочется верить, что это последний перечень утраченных памятников Пальмиры, включенной в 1980 г. в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, что здравый смысл восторжествует, а человечество найдет возможность прекратить ужасное варварство 21 века. Мы помечтаем о желаемом восстановлении жемчужины ВостокаПальмиры. Пусть наш фотоматериал поможет ученым хоть когда-нибудь воссоздать этот древний красивый город, который пережил столько исторических потрясений, столько землетрясений, но не смог устоять перед варварами нашего времени. И пусть наши фотографии, сделанные в прекрасные годы развития Сирийской Арабской Республики, послужат великой идее восстановления Пальмиры – уникального сокровища древней цивилизации, а в театре древнего города будут проходить спектакли, концерты, музыкальные фестивали культуры стран Средиземноморья, стран, по которым проходил Шелковый путь, а туристы со всего мира будут снова приезжать сюда, чтобы любоваться произведением рук человеческих. Пусть эта сказка станет былью!


До встречи, моя любимая Пальмира!



Проект подготовлен Директором Научного архива РАХ

Георгиевской Ларисой Сергеевной

Made on
Tilda