Возвращая
забытые имена




О жизни и творчестве
Стефана Григорьевича Ковзалина

Возвращая забытые имена.

О жизни и творчестве

Стефана Григорьевича Ковзалина

В Научном архиве Российской Академии Художеств таятся настоящие сокровища. Автору статьи удалось обнаружить одно из них – документальные свидетельства о жизни и творчестве выпускника живописного факультета – художника Стефана Григорьевича Ковзалина.
В феврале этого года в службе занятости населения я получила направление на работу в Научный архив Российской Академии Художеств. Что такое работа архивиста – я даже не представляла. Всё было новым: описи, шифры, система хранения и, конечно же, должностные инструкции. Благодаря помощи коллег я смогла быстро обучиться всему необходимому и влиться в рабочий процесс. Множество удивительных открытий поджидает архивного сотрудника за каждым стеллажом! И не всегда это открытие является результатом безудержных поисков, иногда оно как снег на голову падает на голову архивиста! Так случилось и со мной.



Дедушка моего супруга – Ковзалин Стефан Григорьевич, был художником. Так как он работал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица), мы были уверены, что он там и учился. Но в ходе семейной беседы выяснилось, что Стефан Григорьевич окончил Академию художеств.

В библиографическом отделе Научного архива РАХ хранятся книги приказов и личное дело Ковзалина С. Г. Сложно передать то трепетное чувство, когда я впервые взяла в руки дело Стефана Григорьевича: в моих руках была часть семейной истории. История должна жить, а значит – должна быть рассказана.

Обложка личного дела Ковзалина Стефана Григорьевича, хранящегося в НБО НА РАХ
Ф.7 Оп. 8 Ед.хр. 1245
Ф.7 Оп.8 Ед.Хр.1245 Л.47
НА РАХ

Фотография из личного архива семьи художника


Ковзалин Стефан Григорьевич родился 9 января 1913 года в Севастополе. Отец был рабочим в порту, мать Анна Францевна – батрачка. В 1915 или 1916 году отец погиб при несчастном случае в порту. Спустя некоторое время мать снова вышла замуж. Отчим по социальному происхождению был крестьянин и на момент свадьбы служил в армии, а после в порту охранником. Во время революции семья переезжает из Севастополя в Белорусскую деревню к родственникам отчима. В деревне Стефан Григорьевич окончил 3 класса, после чего уехал учиться в город Бобруйск, где окончил семилетку.
В своей автобиографии Стефан Григорьевич пишет:

«Учиться было трудно ибо город был от деревни в 30 км. А посему с достачей продуктов было трудно, и также нужно было платить за квартиру. И вот с 5-го класса я перешёл на самостоятельное существование. Работал при клубах художником и учился. А также работал на заводе, грузил доски в вагоны» (Ф. 7 Оп. 8 Ед. Хр. 1245).
После окончания семилетки Витебский художественный техникум, затем Рабфак при Академии Художеств. Во время обучения на Рабфаке работал делопроизводителем на двух факультетах. После окончания Рабфака поступил на живописный факультет.
Из воспоминаний Анны Францевны Ковзалиной:
«В два года Стефа взял карандаш и уже больше не выпускал его из рук».

Фотография из семейного архива.

Ф.7 Оп.8 Ед.Хр.1245 Л.4,5
НА РАХ
В качестве темы дипломной работы Стефан Григорьевич берёт современный героизм.
Ф.7 Оп.8 Ед.Хр.1245 Л.52
НА РАХ
«Вначале я работал над композицией в другом плане, у меня был эскиз, который был утверждён. (Эскиз под названием «Отлёт на Северный полюс» прошёл на конкурс – Н.Ч.) Но после того, как я поехал в Москву и встретился там со Чкаловым, меня поразила его мысль о том, что нужно дать больше простора, больше неба и воздуха.» (Ф.7 Оп.2 Ед.Хр.1150 Л.36)
Действительно, при взгляде на картину возникает ощущение простора, ощущение свежести раннего утра. Размеры картины поражают – 2 на 3 метра. Была проделана колоссальная работа.
Дипломная работа "Отлёт на северный полюс"
Несмотря на востребованную по тем временам героическую тему, кропотливую работу над композицией и высокую оценку научного руководителя на защите последовал разгром. Интересную версию о том, почему картина не была принята высокой комиссией, выдвинула директор Научного архива РАХ Лариса Сергеевна Георгиевская. Дело могло быть в том, что среди провожающих Чкалова изображен Михаил Моисеевич Каганович – нарком авиационной промышленности СССР. Ко времени защиты дипломной работы над Кагановичем «сгустились тучи». Он подвергался критике за свою деятельность, а в 1941 году застрелился после допроса следователями.

На защите дипломной работы председатель комиссии сообщил, что в течение 2-х лет Стефан Григорьевич в праве предоставить картину повторно. К сожалению, сделать этого не удалось – началась война.

Ф.7 Оп.8 Ед.Хр.1245 Л.57
НА РАХ
Фотография из личного архива семьи художника
14 августа 1941 года Стефана Григорьевича мобилизовали. Был командиром зенитной батареи. В декабре 1941 года в ходе второй Синявинской операции в Невской Дубровке был тяжело ранен и контужен. То, что Стефан Григорьевич выжил – действительно большое чудо! С серьёзными ранениями он несколько дней пролежал в снегу, пока не прибыла помощь. В госпитале он познакомился со своей будущей супругой – Русановой Татьяной Михайловной, которая была его лечащим врачом. История их любви – это история о том, как несмотря на все ужасы и трудности войны, голод и холод блокадного Ленинграда, два сердца стремятся навстречу друг другу. Любовь придавала им силы жить.
В семейном архиве хранятся трогательные письма, которые Стефан Григорьевич писал своей возлюбленной в военное время. Ожидание письма от любимого человека – это то, что давало силу идти дальше и не сдаваться.
Письма С.Г. Ковзалина к Т.М. Русановой
Стефан Григорьевич был демобилизован в звании младшего лейтенанта в октябре 1942 года. В феврале 1943 года работал художником в Войсковой части 67603, затем ведущим художником заводской газеты предприятия «Электросила», главным редактором которой была известная ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. После войны поступил на должность преподавателя кафедры рисунка в академию Штиглица и подал заявление в Академию Художеств с просьбой разрешить ему защитить дипломную работу.
Из личного архива семьи художника
Но судьба распорядилась иначе. Всё пережитое на поле боя дало серьёзные осложнения. После продолжительного лечения сухого плеврита в госпитале в 1942 году, Стефану Григорьевичу присвоили 2 группу инвалидности. Впоследствии заболевание переросло в туберкулёз в открытой форме. Большую часть дальнейшей жизни Стефан Григорьевич находился в больницах и санаториях. Последние годы жизни работал старшим лаборантом на кафедре рисунка в Академии Штиглица.


Стефан Григорьевич Ковзалин умер 5 октября 1963 года, оставив после себя большое творческое наследие. В сохранившихся картинах Стефана Григорьевича Ковзалина доминирует пейзажная лирика. В пейзажах превалирует природа Карелии и Ленинградской области с её дефицитом солнца. Тем не менее картины нельзя назвать однообразными. Художник демонстрирует искусство создать настроение, используя разнообразную цветовую гамму, добиваясь эмоционального звучания красок. Кисть художника позволяет почувствовать тишину леса, прощальную красоту осени. Для творчества Ковзалина характерно «погружение» в пейзаж и тяготение к классической школе живописи при изображении натюрмортов или портретов.
Сохранившийся комикс художника «Как я победил Гитлера»,
выполненный в манере «Кукрыниксов»

Из личного архива семьи художника
Если отвлечься от того, что рисовал Ковзалин для «партии и правительства», то можно с уверенностью сказать, что живопись художника в целом не соответствует эпохе, в которой преобладал социалистический реализм. Исследовательница живописи 1930-х годов Лариса Бобкова отмечает, что в условиях партийного давления для целого пласта художников этой эпохи характерно «бегство в природу» и возникновение «неофициального» искусства. В научной среде уже сложилось представление о ленинградской пейзажной школе 30-50-х годов, к которой можно отнести творчество Стефана Григорьевича Ковзалина.
Работая над данным материалом, я обозначала две вещи. Первое это то, что история семьи и семейные ценности – это бесценный дар. Мы рождаемся благодаря чьей-то любви и желанию жить, которые находят свое выражение в творчестве или в документальных материалах. Второе это насколько важна работа архивиста, помогающая сохранить память, как об истории отдельно взятой семьи, так и государства в целом. Сложно переоценить значение архива для истории нашего государства, ровно так же как и труд людей, несущих архивную службу. И сегодня, когда сплошь и рядом мы сталкиваемся с фальсификацией исторических событий, попранием общечеловеческих традиционных ценностей, именно архив стоит на страже исторической истины, как это ни пафосно звучит – традиционной семьи. Не говоря о том, что только архив может помочь установить историческую истину и роль фигуры наркома Кагановича в истории живописи!

27 мая 2024 года открылась выставка «Война снаружи – мир внутри: живопись фронтовых художников», на которой представлено творчество художников-ветеранов Великой Отечественной, Афганской войны, а также Специальной Военной Операции на Украине. Их живопись глубоко лирична: пейзажи и храмы соседствуют с парящим в горах Афганистана боевым вертолетом. Цель выставки не только показать картины, но и рассказать о подвигах художников: посетители смогут ознакомиться с фронтовыми письмами, наградами и другими документами о боевом пути живописцев.


Выставка проходит при поддержке Научного архива РАХ в библиотеке "Музей книги блокадного города" по адресу: Санкт-Петербург, пр-т Юрия Гагарина, 17

Статья подготовлена архивистом Библиографического отдела Чёрной Н.В.