Мозаичная мастерская
Академии
художеств



Мозаичная живопись — один из древнейших видов изобразительного искусства, об этом свидетельствуют великолепно сохранившиеся образцы, найденные при раскопках в Италии, Греции и других странах. За краски, немеркнущие от времени веков, мозаика носит название «вечной живописи».

МОЗАИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПРИ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
Необходимость возрождения мозаики появляется в связи с возведением в Санкт-Петербурге Исаакиевского собора, в оформлении интерьеров которого, с учетом климатических условий, предполагалось использование «вечной живописи».

При Академии художеств в 1851 году учреждается отделение по подготовке отечественных высококвалифицированных художников-мозаичистов. Академия посылает в Рим группу талантливых выпускников для изучения данного вида искусства, одновременно приглашая итальянских специалистов для налаживания работы в Петербурге. На Императорском стеклянном заводе запускается собственное смальтоварение, начинается обучение мастеров.

С 1851 года берет начало

ныне действующая мозаичная мастерская Академии художеств

Для получения смальты в расплавленное стекло добавляют различные соединения металлов, придающие ему цвет: кобальт окрашивает стекло в синий, медь — в красный и зеленый, марганец — в фиолетовый и черный и т. д. Далее полужидкий сплав прессуется в столбики или плитки, которые после остывания раскалываются на небольшие кусочки.


Фон мозаичных картин, как правило, набирался из «золотой кантарели», которую получали путем наложения на стеклянную пластину листка тончайшего золота, сверху заливали его расплавленным стеклом, затем масса спрессовывалась и золото прочно прикреплялось к стеклу.

Мозаики второй половины XIX века старались копировать живопись, поэтому большая часть произведений для Исаакиевского собора выполнены из мелких кусочков «римским способом». Подточка граней, пригонка и затирка швов, шлифовка лицевой поверхности позволяли максимально приблизить мозаичные картины к живописным.





Всего для
Исаакиевского собора были изготовлены 62 мозаичные работы,
их общая
площадь — 592 кв. м.


НА РАХ.
Ф.14. оп. 1. Ед.хр. 107. л.27.

Мозаика "Святая Екатерина".


Iц-1437




В распоряжении мозаичистов было около 12 тысяч оттенков смальт, это позволило создать чрезвычайно насыщенные по колориту произведения.

В некоторых из них смальты красного цвета имеют более 13 оттенков — от бледно-розового до глубокого пурпурного.

Апостол Петр

Мозаика по оригиналу П.В. Басина,

рис. К.П. Брюллова, 1896-1916.



Из фондов Научного архива РАХ.



Особенной является мозаика «Апостол Петр», выполненная с использованием традиций древнерусского искусства.

Лицо Святого Петра выразительно: коричневатое, с густыми вкраплениями красных кусочков смальты и редким вкраплением белых. Устремленные вверх напряженные глаза, прямые брови, высокий лоб, обрамленный мягкими седыми волосами — все это создает впечатление внутренней взволнованности образа. Набор широкий, мягкий без излишней детализации, строится на различных светло-коричневых оттенках хитона
и синего плаща. Данная мозаика — яркий пример быстрого профессионального роста русской мозаичной школы.
Работы русских мозаичистов, среди которых И.С. Шаповалов, А.Н. Фролов, И.Ф. Бурухин, И.М. Алексеев, В.С. Сорокин, И.А. Лаверецкий и другие, неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках.
На Политехническую выставку 1872 года в Москве, посвященную двухсотлетнему юбилею Петра I, были командированы академик А. Н. Фролов — «для наглядного объяснения мозаичного дела», мастер А. Н. Гвоздев — для подготовки смальты и в помощь ему рабочий П. И. Деменьтев. Из произведений были отправлены мозаики «Св. Екатерина» (неоконченная, чтобы показать процесс набора посетителям выставки) и «Христос, благословляющий детей», которая была переложена на цемент и отполирована в присутствии зрителей.
«Мозаичное производство и подробности хода работ, начиная от заливки ящика гипсом и кончая шлифовкою образа, объяснялось ежедневно от 12 до 2-х и от 2-х до 4-х часов, равно как в эти же часы производилось и вытягивание мастером Гвоздевым смальт на лампе. Оба вышеозначенные производства постоянно окружены были массою публики, обращали на себя особенное внимание и возбуждали всеобщий восторг, ручательством чему может служить то, что почти каждый из посетителей (равнодушный к большинству выставленных в павильоне предметов), считая как бы необходимым сделать несколько вопросов о мозаичном деле».
— А.Н. Фролов, 1872 год

«Список исполненных и исполняемых работ, находящихся

в Мозаическом отделении к 19 мая 1917 года».

НА РАХ. Ф. 14. Оп. 1. Ед. хр. 106. Л.11.

В Императорской Академии художеств велась непрерывная работа по подготовке художников-мозаичистов, совершенствовалась техника этого искусства, рождались новые приемы. Богатые традиции прошлого и главным образом русской мозаики широко используются мозаичистами по сей день.
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В 1918 году мозаичная мастерская была упразднена, Императорская Академия художеств была преобразована в Высшее художественное училище, переименованное затем в Петроградские государственные свободные художественные учебные мастерские. В 1922 году при отделении монументальной живописи были организованы Особые мастерские Академии художеств с отделением фрески (его возглавил Д.И. Киплик) и мозаики (под руководством В.В. Беляева).

Документы о работе, ревизии и перестройке структуры Мозаичной мастерской Академии художеств 1917-1924 гг.

НА РАХ. Ф.14. Оп. 1. Ед. хр. 106, Лл.31, 32, 36; ед. хр. 107, Лл.6, 31, 53.

В начале 1930-х годов, после выхода постановления «О перестройке литературно-художественных организаций», главенствующим направлением становится социалистический реализм. Колоссальный размах строительства ставит новые творческие задачи и перед монументально-декоративным искусством. Мозаичная живопись начинает использоваться при оформлении самых разнообразных архитектурных сооружений.
В 1934 году восстанавливается мозаичное отделение при Всероссийской Академии художеств. Его руководителем назначается Владимир Александрович Фролов, в скором времени получивший степень профессора кафедры монументальной живописи.
Выписка из приказа о назначении В.А. Фролова зав. работами Мозаичной мастерской, 1934 год.
НА РАХ. Ф. 7, оп. 3, ед. хр. 392, л. 9.
В.А. Фролов (стоит слева) и мастера-мозаичисты за работой над панно для Памятника героям революции 1905 года в г. Горький.
Из фондов НА РАХ.
Одной из первых значительных работ мастерской этого периода стал мозаично-декоративный фриз для фасада нового здания театра В.Э. Мейерхольда в Москве по проекту А.В. Щусева. Фриз выполнялся по эскизам и картонам художников В.Ф. Бордиченко и Б.А. Покровского и был задуман как несколько отдельных композиций, изображающих сцены из «Ревизора» Н.В. Гоголя и «Горя от ума» А.С. Грибоедова.
Акт о приеме В.А. Фроловым эскиза от художника Б.В. Покровского для исполнения мозаик на фасаде театра им. Мейерхольда в Москве.
НА РАХ. Ф. 7, оп. 2. ч.1., ед. хр. 458, л. 13.
Мозаики были частично набраны в 1935—1936 годах, но не установлены, так как проект театра не был осуществлен.

Персонажи комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» по эскизам художника Б.А. Покровского.

(Iц-7510, Iц-7462, Iц-7511)

В 1935—1937 годах мастерская выполняет монументально-декоративное панно «Знамена» для Краснознаменной Военной Академии им. М. В. Фрунзе в Москве (проект архитектора Л.В. Руднева). Эскиз разработан известным монументалистом Е. Е. Лансере, детализацию выполнил художник Л. Е.Фейнберг. На золотом фоне панно площадью 60 кв. м. изображены знамена Красной Армии и эмблемы оружия.
Переписка о создании мозаичного панно для Военной Академии им. М.В. Фрунзе в Москве, 1935 год.

НА РАХ. Ф. 7, оп. 2. ч.1., ед. хр. 457, л. 9.

Мозаики Московского метрополитена

В декоративном оформлении зданий общественного назначения широко применял мозаику Александр Александрович Дейнека, долгие годы сотрудничавший с мозаичной мастерской Академии художеств.
«Мозаика была новинкой. Забытую, ее надо было оживить, дать ей новую жизнь. Практики в этом никакой, зато теорий, наставлений – сотни: и что мозаика должна быть двухмерной, и что материал архаичен, и потому необходимо придерживаться в работе старых канонов. Но для меня было ясно, что ни сюжет, ни по-своему прекрасный стиль Равенны не дают мне права, а главное, возможности переносить в творческую практику приемы прошлого… Я был убежден, что мне удастся справиться с решением глубины <…> путем цветовых контрастов, больших форм. Динамика фигур и их ракурсные силуэты – смелые, новые, чертовски удивительные – должны были композиционно помочь создать впечатление подъема вверх, доведя ощущение до легкого головокружения. Да и сама идея архитектуры определила глубину изображения, уход ввысь, в ракурс».
Из моей рабочей практики [Альбом] / Дейнека А.А. - Москва : [Изд-во Акад. художеств СССР], 1961
В 1938 году по его эскизам мастерская Академии художеств выполняет 35 мозаичных панно в форме эллипса для станции «Площадь Маяковского» (сейчас «Маяковская»). Архитектор Алексей Николаевич Душкин вписывает мозаику в глубокие овальные купола в своде зала, визуально приподнимая потолок, это позволяет станции глубокого заложения выглядеть как бы «наполненной» воздухом. Композиции с общим мотивом взгляда в небо объединены темой «Сутки Страны Советов», их сюжеты выражают оптимистическое мироощущение, передают чувство свободы и радости творческого труда.
Игра в мяч
Iц-1718а
Пловцы прыгают
Iц-1741
Матрос на вахте
Iц-1719
В этих панно Дейнека использует декоративные возможности смальт, локальными цветовыми плоскостями решает формы изображения. Палитра варьирует от розоватых тонов через интенсивную голубую к красновато-коричневой. Для получения необходимых бликов и игры поверхности в лучах света художник применяет золото и серебро.
В 1939 году Уменьшенный макет станции метро «МАЯКОВСКАЯ» и одна из секций, собранная в полную величину и помещенная между зеркальными стенами, были представлены в советском павильоне на международной выставке в Нью-Йорке.
Проект был удостоен гран-при выставки.


НА РАХ. Ф. 7, оп. 2.ч1, ед. хр. 1437, л. 39.



Еще одна работа мастерской по эскизам А. А. Дейнеки — восьмиугольные мозаичные панно для потолка станции метро «Павелецкая». По задумке архитекторов братьев Весниных темой оформления были выбраны образы трудящихся людей Донбасса. Проект пришлось переделывать из-за начавшейся Великой Отечественной войны: станция изменила облик и мозаичное оформление не вписалось в новый интерьер.

Героически собранные в блокадном Ленинграде мозаики для «Павелецкой» были вывезены
на самолетах из осажденного города, часть их была установлена на станции «Новокузнецкая».
Набор мозаики в
мастерской Академии художеств в 1940-е гг.

Из фондов НА РАХ.
Мозаики станции «Новокузнецкая».

II-31491, II-31489, II-31487
Начатые перед войной мозаики для станции метро «Завод им. Сталина» (сейчас «Автозаводская»), набирались по картонам художников В. Ф. Бордиченко, Ф. К. Лехта и Б. В. Покровского. Первоначально задуманные как посвящение мирному строительству, они обрели новое содержание, их общей темой стал героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны. На стене в вестибюле станции расположена флорентийская мозаика «Богатыри», отражающая преемственность русского воинства от былинных богатырей.

Три эти станции были завершены и открыты в 1943 году и являются подлинным памятником труду и мужеству метростроевцев и художников-мозаичистов.



В.Г. Старов
Мозаичная мастерская.
Лист №2 из серии «Академия художеств в блокаду», 1987г.

II-107961

«Взятие рейхстага. Берлин, 1945 год». Мозаика на станции «Комсомольская кольцевая», П.Д. Корин.



Из фондов НА РАХ.


После войны по эскизам и картонам художников Г. И. Рублева и Б. В. Иорданского мастерская выполняет триптих для станции метро «Серпуховская». Сюжет левой части — «Парад советских войск». Центральная часть — портрет Ленина в окружении орнаментально организованных гербов союзных республик. Правая часть изображает «Парад физкультурников».

Для станции метро «Комсомольская кольцевая» мастерская набирает панно «Взятие рейхстага. Берлин, 1945 год» по картону художника П. Д. Корина.
Для станции метро «Павелецкая» исполняется мозаично-декоративный фриз на тему «Преобразование природы» по картону художника И. М. Рабиновича, опоясывающий широкой лентой центральный зал. Набор осуществлялся диагональным способом, что позволило ярче передать пространственность.
Мозаики ВДНХ
Принципиально новым видом работ мозаичной мастерской Академии художеств явилось исполнение в 1953 году двух скульптурно-мозаичных фонтанов «Каменный цветок» и «Колос» для Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки в Москве. Цветовое и гравюрное решение мозаичного украшения осуществлено под руководством художника В.И. Рябышева. Оригинальные по мысли и , декоративно-ажурные по форме, фонтаны явились удачным синтезом архитектурного, скульптурного и мозаичного решений.

Ленинград

Одним из крупнейших сооружений послевоенных лет в Ленинграде был метрополитен, для его оформления мозаичисты мастерской Академии художеств создали немало работ.


В вестибюле станции «Владимирская» располагается монументальное панно «Изобилие», изображающее дары природы и труд человека. На фоне светлых стен зала оно выделяется яркостью красок, строго выдержанная гамма композиции на золотом фоне прекрасным образом вписывается в архитектуру вестибюля станции, перекликаясь с цветом золоченой бронзовой арматуры на стенах.
В подземном зале станции «Нарвская» был установлен мозаично-декоративный фриз площадью более 100 кв. м.
Для метро станции «АВТОВО» выполнено большое мозаичное панно «Победа» по эскизу и картону художников Воронецкого В. А. и Соколова А.К.
Интересной работой явилось исполнение двух мозаично-декоративных панно на детскую тему для фасада здания Ленинградского театра юных зрителей по картонам А.А. Мыльникова.
Панно на фасаде Ленинградского ТЮЗа, 1962.

Из фондов Научного архива РАХ.
Станция «Маяковская» оформлена по эскизам Ю.Б. Могилевского.

Из фондов НА РАХ.
В оформлении станции метро «Маяковская» использован портрет В.В. Маяковского, созданный по гравюре художника Ю. Б. Могилевского. Идентичный графический портрет поэта стал эмблемой Московского академического театра имени Вл. Маяковского.
К художественной выставке «Советская Россия» (1960) по картону Юрия Михайловича Непринцева создается «Групповой портрет метростроевцев», посвященный рабочим ленинградского метрополитена.
«Метростроевцы», Непринцев Ю.М.

Iц-792
По эскизам и картонам А.А. Дейнеки выполняются две работы — «На мирных стройках» и «Хорошее утро».



Письмо А.А. Дейнеки худ. руководителю мозаичной мастерской В.И. Рябышеву по поводу мозаики "Мирные стройки", 3 августа 1958 года.

НА РАХ. Ф. 9, оп. 1, ед. хр. 148, л.1.
«Хорошее утро» является одной из наиболее интересных мозаик своего времени: загорелые фигуры золотятся на фоне искрящегося в лучах солнца моря. Серебристый колорит, тонкие переливы красок, умелое распределение света и ощущение наполненности воздухом передают ощущение светлой радости и большой любви к жизни. При наборе этой мозаики была использована новая основа из пластических масс, необычайно легкая и прочная.
«Хорошее утро»,
Дейнека А.А.
Iц-1863
Для последующих выставок мастерская по эскизам А.А. Дейнеки выполняет ряд мозаик, среди которых «Красногвардеец», «Доярка» (из цикла «Люди страны советов»), «Хоккеисты», витраж «Баскетболисты».
Для строящегося в Кремле Дворца съездов создается мозаично-декоративный фриз, изображающий 15 гербов Советских республик в обрамлении красных знамен. Его строгая композиция построена
на классическом сочетании цветовых отношений — красного, белого и золотого.
Дворец съездов
Фриз по эскизам А.А. Дейнеки.
Iц-1854
Одна из поздних работ Дейнеки — светлая и жизнерадостная панорама морского пейзажа для фасада санатория Совета Министров в Сочи (корпус «Приморский»), строящегося в 1960-е (мозаика не сохранилась). Она была задумана и выполнена таким образом, чтобы гармонично сочетаться не только с архитектурой, но и с окружающей природой и морем.
Популярность мозаичной мастерской растет, ее деятельность получает широкое признание.
Заказы начинают поступать из разных городов нашей страны и из-за рубежа.
Мозаичное панно для Института древних рукописей Матенадаран в Ереване, художник В.А. Хачатурян, 1960.
Из фондов НА РАХ.
Для Финляндии мастерская выполняет несколько мозаик по эскизам и картонам финского художника Тапио-Тапиоваара.
Акты приема выполненных и установленных на место мозаик по картонам Тапио Тапиоваара
для Дома отдыха строительных рабочих в Сиикаранте, 1966 год.
НА РАХ. Ф. 9, оп. 1, ед. хр. 249, лл.5, 12.
В 1962 году для фасада Музея-панорамы «Бородинская битва» в Москве мастерская выполнила два больших панно по эскизам и картонам художника Бориса Александровича Тальберга.
В 1964 — 1967 годах мастера-мозаичисты проделали грандиозную работу по оформлению памятника-ансамбля защитникам Сталинграда на Мамаевом кургане общей площадью свыше 1500 кв. м. (по эскизам архитектора Ф. М. Лысова и картонам В.И. Рябышева). На золотом фоне стен зала изображены 34 пурпурно-красных знамени с именами погибших воинов-защитников Сталинграда. Выше знамен — гвардейская лента со словами о героизме и исполненном воинском долге. На потолке представлены мозаично-декоративные изображения всех воинских медалей и орденов Советской Армии. Комплекс работ по оформлению выполнялся под руководством скульптора Е. В. Вучетича.
Оформление Зала Воинской славы на Мамаевом Кургане, 1964-1967.

Из фондов НА РАХ.
В 1962 году при Мозаичной мастерской Академии художеств было организовано единственное в стране специальное производство, изготовляющее смальту всех цветов и оттенков. Позже на его базе была освоена варка цветного витражного стекла.
Докладная записка худ. руководителя мозаичной мастерской В.И. Рябышева в Президиум АХ СССР об организации смальтоварения.

НА РАХ. Ф. 9, оп. 1, ед. хр. 213, л.6.


Были найдены и новые материалы, позволившие заменить существовавший столетиями трудоемкий процесс мозаичного набора на более прогрессивный. Облегчение веса сделало мозаики более транспортабельными, в результате чего появилась возможность экспонировать их на художественных выставках наравне с другими видами изобразительного искусства.
Эти и ряд других мероприятий по изысканию и расширению внутренних производственных возможностей позволили мозаичной мастерской принимать большое количество разнообразных заказов. Украшаться мозаикой стали школы, больницы, жилые дома, широким был и спектр сюжетов мозаичных панно — от покорения космоса до бытовых сцен из жизни обычных людей.
Лыжники.
Iц-1965
Голова парашютиста.
Iц-1972
Эстафета.
Iц-1973

Реставрация мозаик

Богатейшие традиции, огромный опыт работы, высокая культура исполнения и техническое мастерство коллектива мозаичной мастерской нашли свое применение в работах по реставрации и восстановлению памятников мозаичного искусства.

В 1934—1938 годах коллектив мозаичной мастерской Академии художеств под руководством В. А. Фролова проводил обследование, снятие, частичную реставрацию и консервацию древних мозаик церкви Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.



После проведения всех необходимых подготовительных работ поверхность мозаик была очищена мягкими щетками и освобождена от масляной записи. Путем простукивания определены места, наиболее опасные для отделения, и сделаны пробные шурфы до кирпичной кладки.

В отчете о проделанной работе В. А. Фролов писал, что первоначально относительно небольшое (около 3 кв. м.) изображение «Дмитрия» предполагалось разделить на две части, однако все же удалось снять его со стены целиком. Мозаика была переведена на новое основание практически без переборки, которая могла бы стать для нее губительной.

Мозаика «Дмитрий Солунский» с утраченными фрагментами, демонтированная летом 1934 года.


Iц-983

Куда более масштабная мозаичная композиция «Евхаристия» требовала серьезной подготовки перед снятием. Было решено разделить ее на фрагменты так, чтобы швы не задевали ни лиц, ни рук, ни ног изображенных фигур. Вся мозаика была поделена на 32 части, подготовлена определенным образом к выемке, бережно снята и впоследствии смонтирована в приделе на втором этаже Софийского собора.


Письмо В.А. Фролова директору НИИ живописи С.К. Исакову.

НА РАХ. Ф. 7, оп. 2, ч.1, ед. хр. 456, л.14.



Далее мастера провели ряд работ по расчистке, укреплению и частичной реставрации мозаик собора Святой Софии (в 1937—1941 годах, и в 1952—1954 годы).
Значительные реставрационные работы под руководством В. И. Рябышева были проведены в послевоенный период, например, восстановление мозаик на фасаде мемориального музея А. С. Суворова, получивших большие разрушения от обстрелов в дни блокады.
В Петергофе, во дворце «Бельведер», в годы оккупации была разрушена мозаично-декоративная орнаментация полов. В общей сложности пришлось восстанавливать более 220 кв. м.

Акт приема выполненных работ по реставрации мозаичных полов во дворце "Бельведер" в Петергофе, 1962 год.

НА РАХ. Ф. 9, оп. 1, ед. хр. 213, л.6.
Около двух лет специалисты занимались обследованием и реставрацией сложных мозаик Исаакиевского собора.
Протокол заседания о реставрации мозаик Исаакиевского собора, 1956 год.

НА РАХ. Ф. 9, оп. 1, ед. хр. 110, л.1, 3.
В античном зале Эрмитажа была произведена реставрация древних мозаичных полов из Херсонеса Таврического.

Подводя итог, можно смело утверждать, что, кроме практического значения, изучение мозаичного искусства имеет важный исторический аспект — исследование архивных материалов по данной теме способствует выявлению многогранной деятельности Академии художеств в деле организации Мозаичного отделения, что представляет большой интерес для истории национальной культуры.

Статья подготовлена вед. архивистом Отдела негативов и фоторепродукций с произведений изобразительного искусства Водостоевой Е.Н. по материалам фондов Научного архива РАХ