Обзор документов
из личного фонда Леонтия Бенуа

по материалам доклада А.Н. Матушкиной
«Наследие Бенуа: история и современность»
27 сентября 2023 года в в Музее семьи Бенуа (г. Петергоф) состоялся научный семинар «Наследие Бенуа: история и современность», посвященный 210-летию со дня рождения архитектора, профессора Императорской Академии художеств, главного архитектора Петергофского дворцового управления Николая Леонтьевича Бенуа. Также в 2023 году музей-заповедник «Петергоф» отмечает 35-летие со дня открытия «Музея семьи Бенуа».


Семья Бенуа подарила России множество выдающихся деятелей искусства — художников, архитекторов и искусствоведов, которые оставили заметный след в истории русской и мировой культуры.


В 1856 году в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа родился сын — Леонтий Николаевич Бенуа. Масштаб его личности колоссален. Мы знаем Л. Н. Бенуа как талантливого архитектора, художника и преподавателя.


В статье ниже пойдет речь о составе документов в личном фонде Леонтия Николаевича Бенуа (№16), хранящемся в Научном архиве Российской академии художеств.




Записная книжка Леонтия Николаевича Бенуа
НА РАХ. Ф. 16. Оп. 1. Ед. хр. 9. Л.1б.
Документы Леонтия Бенуа были приобретены Академией Художеств у дочери архитектора Екатерины Леонтьевны Бенуа в 1948 г. через Ленинградскую закупочную комиссию. Всего в фонде № 16 насчитывается 331 единица хранения за 1881 — 1928 годы.
Опись документов личного фонда составлена в 1981 году и состоит из пяти разделов, включающих:
  •  статьи и записные книжки;
  •  письма Л. Н. Бенуа;
  •  письма к Л. Н. Бенуа;
  •  документы к биографии Л. Н. Бенуа;
  •  письма, отложившиеся в фонде Л. Н. Бенуа (адресованные супруге М. А. Бенуа и другим лицам).
Записная книжка Леонтия Николаевича Бенуа
НА РАХ. Ф.16. Оп.1. Ед.хр.6. Л.268.


Наибольший интерес для исследования представляют, конечно же, рукописные материалы — записные книжки архитектора. В них Леонтий Николаевич делал заметки о проходящих выставках, выполнял наброски чертежей и расчёты зданий, эскизы будущих строений.

Переписка Леонтия Николаевича Бенуа обширна, она занимает более половины всего личного фонда. Письма охватывают период с 1878 по 1915 год, большинство из них посвящены архитектурным проектам и педагогической деятельности архитектора.

В  статье использованы следующие документы из личного фонда Л.Н. Бенуа:


  • Заметки из записных книжек архитектора о ходе строительства церкви святой Марии Магдалины в Дармштадте и собора святого Александра Невского (ныне утраченного) в Варшаве.

  • Открытое письмо Леонтия Бенуа, адресованное дочери — Екатерине Леонтьевне с изображением церкви святой Марии Магдалины в Дармштадте, построенной архитектором.

  • Письмо профессора медицины и врача-гинеколога Дмитрия Оскаровича Отта.
Документы к биографии Л.Н. Бенуа представлены двумя альбомами с газетными вырезками и письмами. В один из этих альбомов вклеены вырезки следующего содержания: «28 февраля 1889 года, в четвертом часу, государь император и государыня императрица посетили придворную певческую капеллу. Августейшие особы прибыли к парадной, ведущей в Императорскую ложу концертного зала. На нижней площадке лестницы гости были встречены начальником певческой капеллы графом С. Д. Шереметьевым, управляющим Капеллою М. А. Балакиревым и архитектором нового помещения придворной капеллы — Леонтием Николаевичем Бенуа».

Всего перестройка и достройка новых помещений обошлась в сумму около 750 тыс. рублей.

В начале марта 1889 года в новом концертном зале Капеллы состоялся первый музыкальный вечер учеников инструментального класса Капеллы.
После 1917 года Леонтий Николаевич много внимания уделял вопросам архитектурного образования. С большим энтузиазмом он отнёсся к предложению учредить при Академии Художеств научно-исследовательский курс по градостроительству. Так, в письме, адресованном Андрею Евгеньевичу Белогруду от 23 марта 1922 года, он пишет: «Учреждение таких мастерских специального назначения является важным шагом у нас и его надо приветствовать».

Перед этими мастерскими Бенуа ставил задачу дать верное понимание значения конструктивности не только при проектировании, но и при реставрации исторических монументальных зданий: «Нам архитекторам придется в ближайшем будущем усиленно заняться реставрацией, как отечественных памятников зодчества, так и целой массы разного рода зданий, более или менее представляющих интерес. Чтобы верно подойти к таким задачам, архитектору необходимо иметь все средства технических знаний, чтобы по возможности безошибочно ставить диагноз, подобно тому, как приходится делать это докторам при оценке болезни. В данных случаях архитектор должен владеть анализом, чтобы принять то или иное решение согласно духу или характеру данного сооружения».
Кроме коллекции документов, собранных в личный фонд Леонтия Николаевича Бенуа, в Научном архиве РАХ хранятся его автографы в еще нескольких фондах - Андрея Евгеньевича Белогруда, Дмитрия Николаевича Кардовского, Ильи Ефимовича Репина.

Документы архитектурного факультета Института имени И.Е. Репина за 1918−1928 гг. содержат сведения о Бенуа-педагоге. Дополнением к личному фонду Леонтия Николаевича служат отдельные фотоматериалы из коллекции Отдела негативов и фотографических репродукций с произведений изобразительного искусства.

Леонтий Бенуа был одним из наиболее ярких представителей архитектуры своего времени. Его постройки отличаются разнообразием замысла и гармонично вписываются в ансамбли окружающих зданий.

Материал подготовлен архивистом Отдела негативов и фоторепродукций с произведений изобразительного искусства Матушкиной А.Н.