280 лет ИФЗ
Основан в 1744 году
1920-1930
Основанный в 1744 году, во времена правления Елизаветы Петровны, Императорский фарфоровый завод в 2024 году отмечает 280-летие. Фарфор, производимый здесь, соответствует самым высоким стандартам качества.

Этой знаменательной годовщине посвящена следующая статья, повествующая об истории ГФЗ-ЛФЗ-ИФЗ на протяжении ХХ века. Иллюстративный материал статьи – образцы художественного фарфора, фотоснимки которых хранятся в Отделе негативов и фоторепродукций с произведений изобразительного искусства НА РАХ. Таже в статье публикуются отдельные листы личных дел некоторых сотрудников завода – художников и скульпторов, обучавшихся или работавших в Академии художеств.
В 1918 году Государственный Фарфоровый завод (ГФЗ) перешел в ведение Народного комиссариата просвещения. Художественным руководителем был назначен Сергей Васильевич Чехонин. Под его началом создавался знаменитый «агитационный фарфор», ярко отражающий дух эпохи. Наряду с Чехониным на ГФЗ работали Николай Михайлович Суетин, Василий Васильевич Кузнецов, Рудольф Федорович Вильде, Александра Васильевна Щекатихина–Потоцкая, сестры Наталья Яковлевна и Елена Яковлевна Данько, Михаил Михайлович Адамович, Мария Васильевна Лебедева и другие скульпторы и художники. Революционная тематика, воплощённая в новых формах, явилась настоящим прорывом в искусстве создания художественного фарфора.

В 1918 году на базе Центрального училища технического рисования барона фон Штиглица был открыт филиал живописного цеха завода, также было запущено производство химического и технического фарфора (лабораторная посуда, изоляторы).

В 1924 году, вслед за городом, ГФЗ был переименован в Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), а в 1925 году, в честь 200-летия Академии наук, получил имя М.В. Ломоносова.
Щекатихина–Потоцкая А.В. Тарелка мелкая. 1921 г.
НА РАХ II-6305
Лебедева М.В. Тарелка. 1922 г.
НА РАХ II-5779
Щекатихина–Потоцкая А.В. Тарелка «Книги». 1921 г.
НА РАХ II-5673
Вильде Р.Ф. Тарелка мелкая. 1921г.
НА РАХ II-6299
Адамович М.М. Чашка с блюдцем «Красноармейская». Чашка – 1918 г. Блюдце – 1921 г.
НА РАХ II-5844
Вильде Р.Ф. Тарелка. 1921 г.
НА РАХ II-5683
Наталья Яковлевна Данько, поначалу помощник В.В. Кузнецова (с 1909 года), затем заведующая скульптурным отделом (1914 – 1924 гг.) и ведущий скульптор завода, в 1920-е годы создала множество фарфоровых миниатюр, отражающих образы времени, многие из которых приобрели международное признание.

Елена Яковлевна Данько работала на ГФЗ художницей, некоторые из миниатюр сестры Натальи расписаны ею. В 1924 – 1925 годах Елена Яковлевна училась в Академии художеств.
Данько Н.Я. «Прачка», «Трусиха», 1920-е гг., «Краснофлотец», 1924 г.
НА РАХ II-6294 II-6295 II-6275
Данько Н.Я. «Работница», «С базара», 1920-е гг., «Активисты», 1924 г.
НА РАХ II-6294 II-6295 II-6275
В середине 1920-х годов С.В. Чехонин ввел в производственный обиход печатный способ декорирования фарфора. Выполненные этим способом рисунки дорабатывались вручную. В данной технике были созданы несколько сервизов, среди которых, например, сервиз «Снопы» для советского дипломатического представительства в Берлине.

Предметы чайного сервиза для Берлинского полпредства,

Чехонин С.В. композиция), Фрезе В.П. исполнение, 1926 г.

НА РАХ II-5694

1930-1940
Выпуская уникальные изделия для выставок и музеев, ЛФЗ не удовлетворял растущие потребности населения – производственные возможности завода были невелики. Поэтому с начала 1930-х годов был изменён характер выпускаемой продукции: была образована лаборатория по выпуску художественных образцов массового производства. Следуя провозглашённому в искусстве принципу социалистического реализма, под руководством Николая Михайловича Суетина мастера создавали тематические изделия, отражающие знаковые события в стране: электрификацию, всесоюзные стройки, развитие промышленности, запуск метрополитена. Кроме того, завод выпускал и уникальные «парадные» экземпляры.
Таисия Сергеевна Кучкина – под номером 5 в списке выпускников скульптурного факультета (ученица А.Т. Матвеева). В документе, хранящемся в НА РАХ напротив ее фамилии есть карандашная приписка – "Ломоносовский фарф. з-д".

Таисия Сергеевна работала скульптором на ЛФЗ с 1937 по 1939 год, основная тема ее творчества – дети.

НА РАХ Ф.7 Оп.2 Ед.хр. 553 Л.2

Кучкина Т.С. 1930-е гг.: «Девочка с гусями» (чернильница), «Швея», «Девочка с кроликами»

НА РАХ II-6282, II-6280, II-6278




Данько Н.Я.


Агитационная чернильница из письменного прибора «Обсуждение проекта Сталинской конституции в колхозе Узбекистана», 1937 г.


НА РАХ II-5809

Тамара Николаевна Безпалова-Михалёва (Беспалова-Михалёва) окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум в 1931 году, тогда же поступила на работу на ЛФЗ имени М.В. Ломоносова, где расписывала сервизы и декоративные вазы в технике надглазурной и подглазурной живописи.

В 1948 – 1949 гг. Тамара Николаевна служила в керамической мастерской Академии художеств старшим научным сотрудником.

Личное дело Т.Н. Безпаловой-Михалёвой 1948-1949 гг.

НА РАХ Ф.10, Оп. 2, Ед.хр. 22. Лл.1-1об,6






Чайный сервиз «Кировск»,

Безпалова-Михалева Т.Н. – роспись, 1935 г.

Е.А. Штрикер форма «Интурист», 1933 г.



НА РАХ II-5837




Чайный сервиз «Зимние забавы»,

Воробьевский А.В. – роспись, 1933 г.

Форма «Гербовая» («Китайская»)


НА РАХ Iц-8166










Ваза «Слово о полку Игореве»,

Воробьевский А.В. роспись,
Яковлева С.Е. форма старая китайская переработанная
1938-1939 гг.

НА РАХ Iц-1794

1940-1960







Икорница/Салатник «Карп»,

Щекатихина-Потоцкая А.В. форма и роспись, 1941 г.


НА РАХ I-15957

В августе 1941 года большая часть оборудования ЛФЗ им. М.В. Ломоносова была эвакуирована в тыл, в город Ирбит на Урале, где был налажен выпуск свечей для нужд фронта, использовавшихся в двигателях внутреннего сгорания.

Однако уже в конце 1943 года возобновила работу художественная лаборатория. В 1944 году, в год 200-летнего юбилея завода, художник Анна Адамовна Яцкевич создала рисунок «Кобальтовая сеточка», ставший визитной карточкой ЛФЗ. В 1958 году роспись получила золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.


Чайный сервиз «Кобальтовая сеточка»,

Яцкевич А.А. роспись,
1950 г.
Яковлева С.Е. форма «Тюльпан», 1936 г.


НА РАХ Iц-2136



Кофейный сервиз «Кобальтовая сеточка»,

Яцкевич А.А. – роспись,
1950 г.
Яковлева С.Е. – форма «Тюльпан»: чашка 1956 г., кофейник 1963 г.

НА РАХ Iц-2137

После снятия блокады Ленинграда началось восстановление производства. В первое послевоенное десятилетие наблюдался возврат к особенностям декора, которые были характерны для конца 1930-х начала 1940-х годов. Отличительной чертой было использование в росписи натуралистично выполненных цветов и растительных орнаментов.

В эти годы на заводе работают Эдуард Михайлович Криммер, Анна Александровна Лепорская, Владимир Лаврентьевич Семёнов, Серафима Евгеньевна Яковлева, Владимир Михайлович Городецкий. Художник Алексей Викторович Воробьёвский, продолжая и переосмысляя творчество Чехонина, создает красочные сервизы, расписанные сказочными сюжетами, фигурами животных, сложными цветочными орнаментами, народными узорами, позолотой.

Кофейный сервиз «Кизил», Щекатихина-Потоцкая А.В. роспись, 1950, Семёнов В.Л. форма «Бутон», 1949 г.

Чашка и блюдце «Барбарис», Блак Л.К. роспись, Яковлева С.Е. форма «Малый колокол», 1954 г.

НА РАХ I-15953, II-10172





Чайный сервиз «Народные узоры»,

Воробьёвский А.В., роспись, 1957 г.
Яковлева С.Е. форма «Весенняя», 1949 г.


НА РАХ Iц-2133

Чайники заварочные и доливные «Красный конь» («Златогривый конь») и «Зимушка-зима», А.В. Воробьёвский роспись, Э.М. Криммер форма
«Новгородский», 1960 г.

НА РАХ Iц-1797


Кофейный сервиз «Русский лубок»,
Воробьевский А.В. роспись,
Семёнов В.Л. форма «Утро», 1959 г


НА РАХ Iц-2142

Исай Яковлевич Воробьев - выпускник скульптурного факультета Академии художеств 1946 года. Ученик А.Т. Матвеева, В.С. Богатырева, В.А. Синайского. На ЛФЗ с 1936 года. Большинство его произведений пошли в массовое производство.
Личное дело Воробьева И.Я.
НА РАХ Ф.7 Оп. 7 Ед. хр. 20 Л. 32.
Анималистическая серия И.Я. Воробьева 1950-х - 1960 гг.: «Лось», «Сорока», «Ласка»

НА РАХ II-10185, II-10181, II-6286

Со второй половины 1950-х начались поиски нового стиля, который бы соответствовал кардинально изменившемуся городскому интерьеру - строгому, ясному и лаконичному, с акцентом на очертания предметов. Новые формы были созданы А.А. Лепорской, Э.М. Криммером, В.Л. Семёновым.



Анна Александровна Лепорская в 1922 году окончила Художественное училище в Пскове и поступила на живописный факультет Академии художеств, затем работала в Институте художественной культуры в Ленинграде, занималась оформлением советских павильонов на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке.

На ЛФЗ А.А. Лепорская с 1940 года. Ею созданы множество разнообразных форм сервизов и ваз. Ряд произведений Анны Александровны стали основой для продукции массового производства.

Сервизы, исполненные Лепорской А.А. в 1940-х - начале 60-х: «Конус», «Московский», «Народный», «Пражский», питьевой набор «Квасник», вазы для цветов.

НА РАХ II-8171, II-8175, II-8178а, II-816а, II-8184, II-8174

Владимир Лаврентьевич Семёнов, один из основоположников «советского минимализма» с 1937 по 1973 год работал скульптором-модельщиком в художественной лаборатории Ленинградского фарфорового завода. Во время Великой Отечественной войны служил в Красной армии, в 1945 году вернулся к работе в ЛФЗ.

Вазы его авторства «Кристалл» и «Морская» отмечены главным призом на всемирной выставке в Брюсселе 1958 года.
Вазы «Полярная» и «Эллипс», Семёнов В.Л., 1959 г.
«Бокал подарочный», Протопопова Л.В. роспись, Яковлева С.Е. форма, 1959 г.

НА РАХ II-7116, II-7117, II-7143а


Прибор для воды
и ваза «Орнамент»,
Городецкий В.М. роспись,
Яковлева С.Е. форма,
1959 г.

НА РАХ II-7139


Прибор для воды «Зимние ёлочки»,
Городецкий В.М. роспись,
Яковлева С.Е. форма, 1959 г.
НА РАХ II-7137а
Детский комплект "Сорока-белобока",
Васнецов Ю.А. роспись,
Яковлева С.Е. форма "Детская", 1955 г.
НА РАХ Iц-2139
Кофейный сервиз "Красные орнаменты",
Воробьевский А.В. роспись,
Лепорская А.А. форма "Капля",
1960г.

НА РАХ Iц-1798

1960-1970


Чайный сервиз «Москва»,
Яковлева С.Е. роспись и форма, 1962 г.
НА РАХ II-7142
В 1960-х годах, в период колоссальных строек и скромного быта, требовавшего коренного изменения характера изделий, в продолжение минималистичной эстетики второй половины 1950-х, были созданы легкие, строгие и элегантные формы и росписи. На заводе запущено производство тонкостенного костяного фарфора.

Ваза «Две птицы», Городецкий В.М. роспись, Лепорская А.А. форма «Большая

фигурная», 1960 г.

НА РАХ II-4798


Сервиз чайно-кофейный «Северный».

Богданова С.П. – роспись, 1960 г.,

Лепорская А.А. – форма «Капля», 1959 г.


НА РАХ II-7797

Сервиз «Город под солнцем»,

Славина Н.П. – роспись, Яковлева С.Е. – форма, 1962 г.

НА РАХ 1ц-8173


»
Авторы рассказывают о своих произведениях. Из сборника «Ленинград. Зональная выставка 1964 года»

«

Чашка «Аппетитная» (1964 г.). Вазы «Весна», «Лето» (1962 г.)

Городецкий В.М. роспись,

Яковлева С.Е. форма.


НА РАХ II-7151







Ваза «Физики и Лирики»

Криммер Э.М. – роспись и форма
«Конус средний»,
1968-1969 гг.

НА РАХ Iц-1926

Чайный сервиз «Знаки времени»,

Криммер Э.М. – роспись и форма, 1968-1969 гг.


НА РАХ Iц-1929

Во второй половине 1960-х годов на фарфоре ЛФЗ снова появляются цветочные мотивы, но в новом, стилизованном исполнении. К 50-ти летнему юбилею Октябрьской революции ЛФЗ выпускает ряд нарядных сервизов.
Сервизы, исполненные Лепорской А.А.: «Золотая Агашка», «Кофейный», «Праздник»
Бурундучки (1964 г.)
Белочка (1965 г.)
Бамбуковый медведь (1966 г.).

Веселов П.П. – скульптор,
Жбанов В.М. – роспись.

НА РАХ II-6288

1970-
В 1970-1980-е ЛФЗ активно модернизировался, расширялся ассортимент. В продажу поступили наборы детской посуды, винные наборы и графины.

В 2005 году заводу вернули историческое название – Императорский фарфоровый завод.

По сей день ИФЗ успешно развивается, достойно продолжая художественные традиции мастеров прошлого, создавая как высококачественные изделия массового производства, так и уникальные авторские работы.
Еропкина Э.И.
Декоративная композиция "В мастерской" ("Рассвет")
1985 г.
НА РАХ II-77360

При подготовке статьи использованы материалы Научно-справочного отдела негативов и фоторепродукций с произведений изобразительного искусства НА РАХ, Научно-библиографического отдела НА РАХ и Научно-справочной библиотеки НА РАХ:


  • Казакевич Н.И. Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова 1917-1962. Краткий обзор НА РАХ Ф.11 Оп.1 Ед. хр. 663б;
  • Ленинград. Зональная выставка 1964 г. НСО НФ НА РАХ;
  • Советский художественный фарфор завода имени М.В. Ломоносова. Каталог выставки. 1961г. НСО НФ НА РАХ.

Статья подготовлена начальником Научно-справочного отдела негативов и фоторепродукций Водостоевой Е.Н.