280 лет ИФЗ

Основан в 1744 году
1920-1930
Основанный в 1744 году, во времена правления Елизаветы Петровны, Императорский фарфоровый завод в 2024 году отмечает 280-летие. Фарфор, производимый здесь, соответствует самым высоким стандартам качества.

Этой годовщине посвящена следующая статья, повествующая о некоторых этапах из истории завода в ХХ веке. Иллюстративный материал статьи – образцы художественного фарфора, фотоснимки которых хранятся в Отделе негативов и фоторепродукций с произведений изобразительного искусства НА РАХ. Также в статье публикуются отдельные листы личных дел некоторых сотрудников завода – художников и скульпторов, обучавшихся или работавших в Академии художеств (из фондов Научно-библиографического отдела НА РАХ).

Первоначально предприятие именовалось «Невская порцелиновая мануфактура»;
1765 год – «Императорский фарфоровый завод»;
1890 год – «Императорские фарфоровый и стеклянный заводы» (после присоединения ИСЗ);
Март 1917 года – «Государственные фарфоровый и стеклянный заводы» (ГФиСЗ);
1924 год – «Государственный фарфоровый завод» (ГФЗ);
В 1925 году в связи с 200-летием Академии наук заводу присвоено имя М.В. Ломоносова;
1936 год – создание художником А.А. Яцкевич фирменного клейма «ЛФЗ» (прописными буквами);
1962-1972 гг. – входил в «Ленинградское объединение фарфоровых изделий имени Ломоносова» как Головное предприятие;
1993 год – АОЗТ «Ломоносовский фарфоровый завод», затем ОАО, АО «ЛФЗ»,
2005 год – АО «Императорский фарфоровый завод» (АО «ИФЗ»).
В 1918 году завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения. Художественным руководителем был назначен Сергей Васильевич Чехонин. Под его началом создавался знаменитый «агитационный фарфор», ярко отражающий дух эпохи. Наряду с Чехониным на ГФиСЗ работали Николай Михайлович Суетин, Василий Васильевич Кузнецов, Рудольф Федорович Вильде, Александра Васильевна Щекатихина–Потоцкая, сестры Наталья Яковлевна и Елена Яковлевна Данько, Михаил Михайлович Адамович, Мария Васильевна Лебедева и другие скульпторы и художники. Революционная тематика, воплощённая в новых формах, явилась настоящим прорывом в искусстве создания художественного фарфора.

В 1918 году на базе Центрального училища технического рисования барона фон Штиглица был открыт филиал живописного цеха завода, также было запущено производство химического и технического фарфора (лабораторная посуда, изоляторы).
Щекатихина–Потоцкая А.В. Тарелка мелкая. 1921 г.
НА РАХ. II-6305.
Лебедева М.В. Тарелка. 1922 г.
НА РАХ. II-5779.
Щекатихина–Потоцкая А.В. Тарелка «Книги». 1921 г.
НА РАХ. II-5673.
Тарелка «Земля трудящимся», Чекулин С.В., по эскизу Н.И. Альтмана. 1919 г.
Из фондов НА РАХ
Вильде Р.Ф. Тарелка мелкая. 1921г.
НА РАХ. II-6299.
Адамович М.М. Чашка с блюдцем «Красноармейская». Чашка – 1918 г. Блюдце – 1921 г.
НА РАХ. II-5844.
Вильде Р.Ф. Тарелка. 1921 г.
НА РАХ. II-5683.
Наталья Яковлевна Данько, поначалу помощник В.В. Кузнецова (с 1914 года), после его отъезда из Петрограда в 1919 году, стала заведующей скульптурным отделением ГФиСЗ. Как руководитель и как скульптор, она работала до осени 1941 года. Н.Я. Данько были созданы разнообразные фарфоровые миниатюры, отражающие образы времени, многие из них приобрели международное признание.

Елена Яковлевна Данько работала на заводе художницей, некоторые из миниатюр сестры Натальи расписаны ею. В 1924 – 1925 годах Елена Яковлевна училась в Академии художеств.
Данько Н.Я. «Прачка», «Трусиха», 1920-е гг., «Краснофлотец», 1924 г.
НА РАХ. II-6294, II-6295, II-6275.
Данько Н.Я. «Работница», «С базара», 1920-е гг., «Активисты», 1924 г.
НА РАХ. II-6294, II-6295, II-6275.
В середине 1920-х годов С.В. Чехонин ввел в производственный обиход печатный способ декорирования фарфора. Выполненные этим способом рисунки дорабатывались вручную. В данной технике были созданы несколько сервизов, среди которых, например, сервиз «Снопы» для советского дипломатического представительства в Берлине.

Предметы чайного сервиза для Берлинского полпредства,

Чехонин С.В. композиция, Фрезе В.П. исполнение, 1926 г.

НА РАХ. II-5694.

1930-1940
Выпуская уникальные изделия для выставок и музеев, ЛФЗ не удовлетворял растущие потребности населения – производственные возможности завода были невелики. Поэтому с начала 1930-х годов был изменён характер выпускаемой продукции: была образована лаборатория по выпуску художественных образцов массового производства. Следуя провозглашённому в искусстве принципу социалистического реализма, под руководством Николая Михайловича Суетина мастера создавали тематические изделия, отражающие знаковые события в стране: электрификацию, всесоюзные стройки, развитие промышленности, запуск метрополитена. Кроме того, завод выпускал и уникальные «парадные» экземпляры.
Таисия Сергеевна Кучкина – под номером 5 в списке выпускников скульптурного факультета (ученица А.Т. Матвеева). В документе, хранящемся в НА РАХ напротив ее фамилии есть карандашная приписка – "Ломоносовский фарф. з-д".

Таисия Сергеевна работала скульптором на ЛФЗ с 1937 по 1939 год, основная тема ее творчества – дети.

НА РАХ. Ф.7. Оп.2. Ед.хр.553. Л.2.

Кучкина Т.С. 1930-е гг.: «Девочка с гусями» (чернильница), «Швея», «Девочка с кроликами»

НА РАХ. II-6282, II-6280, II-6278.




Данько Н.Я.


Агитационная чернильница из письменного прибора «Обсуждение проекта Сталинской конституции в колхозе Узбекистана», 1937 г.


НА РАХ. II-5809.

Тамара Николаевна Безпалова-Михалёва (Беспалова-Михалёва) окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум в 1931 году, тогда же поступила на работу "художником ведущей компанующей группы на з-де Ломоносова в Ленинграде", где расписывала сервизы и декоративные вазы в технике надглазурной и подглазурной живописи.

В 1948 – 1949 гг. Тамара Николаевна служила в керамической мастерской Академии художеств старшим научным сотрудником.

Личное дело Т.Н. Безпаловой-Михалёвой 1948-1949 гг.

НА РАХ. Ф.10. Оп.2. Ед.хр.22. Лл.6, 1-1об.






Чайный сервиз «Кировск»,

Безпалова-Михалева Т.Н. – роспись, 1935 г.

Е.А. Штрикер форма «Интурист», 1933 г.



НА РАХ. II-5837.




Чайный сервиз «Зимние забавы»,

Воробьевский А.В. – роспись, 1933 г.

Форма «Гербовая» («Китайская»)


НА РАХ. Iц-8166.










Ваза «Слово о полку Игореве»,

Воробьевский А.В. – роспись,
Яковлева С.Е. – форма старая китайская переработанная
1938-1939 гг.

НА РАХ. Iц-1794.

1940-1960







Икорница/Салатник «Карп»,

Щекатихина-Потоцкая А.В. – форма и роспись, 1941 г.


НА РАХ. I-15957.

В августе 1941 года большая часть оборудования завода была эвакуирована в тыл, в город Ирбит на Урале, где был налажен выпуск свечей для нужд фронта, использовавшихся в двигателях внутреннего сгорания.

Однако уже в конце 1943 года возобновила работу художественная лаборатория. В 1944 году, в год 200-летнего юбилея завода, художник Анна Адамовна Яцкевич, всю войну работавшая на заводе, создала рисунок «Кобальтовая сеточка», ставший визитной карточкой ЛФЗ. В 1958 году роспись получила золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

31 июля 2024 года исполнилось 120 лет со дня рождения Анны Адамовны.


Чайный сервиз «Кобальтовая сеточка»,

Яцкевич А.А. роспись,
1950 г.
Яковлева С.Е. форма «Тюльпан», 1936 г.


НА РАХ. Iц-2136.



Кофейный сервиз «Кобальтовая сеточка»,

Яцкевич А.А. – роспись,
1950 г.
Яковлева С.Е. – форма «Тюльпан»: чашка 1956 г., кофейник 1963 г.

НА РАХ. Iц-2137.

После снятия блокады Ленинграда началось восстановление производства. В первое послевоенное десятилетие наблюдался возврат к особенностям декора, которые были характерны для конца 1930-х начала 1940-х годов. Отличительной чертой было использование в росписи натуралистично выполненных цветов и растительных орнаментов.

В эти годы на заводе работают Эдуард Михайлович Криммер, Анна Александровна Лепорская, Владимир Лаврентьевич Семёнов, Серафима Евгеньевна Яковлева, Владимир Михайлович Городецкий. Художник Алексей Викторович Воробьёвский, продолжая и переосмысляя творчество Чехонина, создает красочные сервизы, расписанные сказочными сюжетами, фигурами животных, сложными цветочными орнаментами, народными узорами, позолотой.

Кофейный сервиз «Кизил», Щекатихина-Потоцкая А.В. роспись, 1950, Семёнов В.Л. форма «Бутон», 1949 г.

Чашка и блюдце «Барбарис», Блак Л.К. роспись, Яковлева С.Е. форма «Малый колокол», 1954 г.

НА РАХ. I-15953, II-10172.





Чайный сервиз «Народные узоры»,

Воробьёвский А.В., роспись, 1957 г.
Яковлева С.Е. форма «Весенняя», 1949 г.


НА РАХ. Iц-2133.

Чайники заварочные и доливные «Красный конь» («Златогривый конь») и «Зимушка-зима», А.В. Воробьёвский роспись, Э.М. Криммер форма
«Новгородский», 1960 г.

НА РАХ. Iц-1797.


Кофейный сервиз «Русский лубок»,
Воробьевский А.В. роспись,
Семёнов В.Л. форма «Утро», 1959 г


НА РАХ. Iц-2142.

Исай Яковлевич Воробьев - выпускник скульптурного факультета Академии художеств 1946 года. Ученик А.Т. Матвеева, В.С. Богатырева, В.А. Синайского. На ЛФЗ с 1936 года. Большинство его произведений пошли в массовое производство.
Личное дело Воробьева И.Я.
НА РАХ. Ф.7 Оп. 7 Ед. хр. 20 Л. 32.
Анималистическая серия И.Я. Воробьева 1950-х - 1960 гг.: «Лось», «Сорока», «Ласка»

НА РАХ. II-10185, II-10181, II-6286.

Со второй половины 1950-х начались поиски нового стиля, который бы соответствовал кардинально изменившемуся городскому интерьеру - строгому, ясному и лаконичному, с акцентом на очертания предметов. Новые формы были созданы А.А. Лепорской, Э.М. Криммером, В.Л. Семёновым.



Анна Александровна Лепорская в 1922 году окончила Художественное училище в Пскове и поступила на живописный факультет Академии художеств, затем работала в Институте художественной культуры в Ленинграде, занималась оформлением советских павильонов на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке.

В штате ЛФЗ Анна Александровна с 1948 года; она была принята по просьбе Н.М. Суетина для работы над скульптурными группами вазы к юбилею Сталина.

А.А. Лепорской создано множество разнообразных форм сервизов и ваз. Ряд её произведений лёг в основу продукции массового производства.

Сервизы, исполненные Лепорской А.А. в 1940-х - начале 60-х: «Конус», «Московский», «Народный», «Пражский»,
питьевой набор «Квасник», вазы для цветов.

НА РАХ. II-8171, II-8175, II-8178а, II-816а, II-8184, II-8174.

Владимир Лаврентьевич Семёнов, один из основоположников «советского минимализма» с 1937 по 1973 год работал скульптором-модельщиком в художественной лаборатории завода. Во время Великой Отечественной войны служил в Красной армии, в 1945 году вернулся к работе в ЛФЗ.

Вазы его авторства «Кристалл» и «Морская» отмечены главным призом на всемирной выставке в Брюсселе 1958 года.
Вазы «Полярная» и «Эллипс», Семёнов В.Л., 1959 г.
«Бокал подарочный», Протопопова Л.В. роспись, Яковлева С.Е. форма, 1959 г.

НА РАХ. II-7116, II-7117, II-7143а.


Прибор для воды
и ваза «Орнамент»,
Городецкий В.М. роспись,
Яковлева С.Е. форма,
1959 г.

НА РАХ. II-7139.


Прибор для воды «Зимние ёлочки»,
Городецкий В.М. роспись,
Яковлева С.Е. форма, 1959 г.
НА РАХ. II-7137а.
Детский комплект "Сорока-белобока",
Васнецов Ю.А. роспись,
Яковлева С.Е. форма "Детская", 1955 г.
НА РАХ. Iц-2139.
Кофейный сервиз "Красные орнаменты",
Воробьевский А.В. роспись,
Лепорская А.А. форма "Капля",
1960г.

НА РАХ. Iц-1798.

1960-1970


Чайный сервиз «Москва»,
Яковлева С.Е. роспись и форма,
1962 г.
НА РАХ. II-7142.
В 1960-х годах, в период колоссальных строек и скромного быта, требовавшего коренного изменения характера изделий, в продолжение минималистичной эстетики второй половины 1950-х, были созданы легкие, строгие и элегантные формы и росписи. На заводе в мае 1969 года по самостоятельно разработанной технологии запущено производство тонкостенного костяного фарфора.

Ваза «Две птицы», Городецкий В.М. роспись, Лепорская А.А. форма «Большая

фигурная», 1960 г.
НА РАХ. II-4798.


Сервиз чайно-кофейный «Северный».

Богданова С.П. – роспись, 1960 г.,

Лепорская А.А. – форма «Капля», 1959 г.

НА РАХ. II-7797.

Сервиз «Город под солнцем»,

Славина Н.П. – роспись, Яковлева С.Е. – форма, 1962 г.

НА РАХ. Iц-8173.

Авторы рассказывают о своих произведениях.
Из сборника «Ленинград. Зональная выставка 1964 года»

Чашка «Аппетитная» (1964 г.). Вазы «Весна», «Лето» (1962 г.)

Городецкий В.М. роспись,

Яковлева С.Е. форма.

НА РАХ. II-7151.







Ваза «Физики и Лирики»
Криммер Э.М. – роспись и форма
«Конус средний»,
1968-1969 гг.
НА РАХ. Iц-1926.

Чайный сервиз «Знаки времени»,

Криммер Э.М. – роспись и форма, 1968-1969 гг.

НА РАХ. Iц-1929.

Во второй половине 1960-х годов на фарфоре ЛФЗ снова появляются цветочные мотивы, но в новом, стилизованном исполнении. К 50-ти летнему юбилею Октябрьской революции ЛФЗ выпускает ряд нарядных сервизов.
Сервизы, исполненные Лепорской А.А. «Золотая Агашка», «Кофейный», «Праздник»,
НА РАХ. Iц-1447, Iц-1806, Iц-1450.
Бурундучки (1964 г.)
Белочка (1965 г.)
Бамбуковый медведь (1966 г.).

Веселов П.П. – скульптор,
Жбанов В.М. – роспись.

НА РАХ. II-6288.

1970-
В 1970-1980-е ЛФЗ активно модернизировался, расширялся ассортимент. В продажу поступили наборы детской посуды, винные наборы и графины.

В 2005 году заводу вернули историческое название – Императорский фарфоровый завод.

По сей день ИФЗ успешно развивается, достойно продолжая художественные традиции мастеров прошлого, создавая как высококачественные изделия массового производства, так и уникальные авторские работы.
Еропкина Э.И.
Декоративная композиция "В мастерской" ("Рассвет")
1985 г.
НА РАХ. II-77360.

При подготовке статьи использованы материалы Научно-справочного отдела негативов и фоторепродукций с произведений изобразительного искусства НА РАХ, Научно-библиографического отдела НА РАХ и Научно-справочной библиотеки НА РАХ:


  • Казакевич Н.И. Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова 1917-1962. Краткий обзор НА РАХ Ф.11 Оп.1 Ед. хр. 663б;
  • Ленинград. Зональная выставка 1964 г. НСО НФ НА РАХ;
  • Советский художественный фарфор завода имени М.В. Ломоносова. Каталог выставки. 1961г. НСО НФ НА РАХ.

Материал подготовлен начальником Научно-справочного отдела негативов и фоторепродукций с произведений изобразительного искусства Водостоевой Е.Н.