Мозаичная живопись — один из древнейших видов изобразительного искусства, об этом свидетельствуют великолепно сохранившиеся образцы, найденные при раскопках в Италии, Греции и других странах. За краски, немеркнущие от времени веков, мозаика носит название «вечной живописи».
Апостол Андрей. Фрагмент мозаики «Евхаристия» центральной части апсиды
Михайловского Златоверхого собора.
Iц-7469
С принятием христианства на Руси начинается блестящий расцвет каменного зодчества и связанной с ним монументальной живописи. В Киев приезжают византийские мастера, у них обучаются местные художники, вместе они создают фрески, иконы и мозаики для православных храмов.
С 1851 года берет начало
ныне действующая мозаичная мастерская Академии художеств
Вид на Исаакиевский Собор от памятника Николаю I.
Фото: Стрекалов В.В.
НА РАХ
I-19985
Для получения смальты в расплавленное стекло добавляют различные соединения металлов, придающие ему цвет: кобальт окрашивает стекло в синий, медь — в красный и зеленый, марганец — в фиолетовый и черный и т. д. Далее полужидкий сплав прессуется в столбики или плитки, которые после остывания раскалываются на небольшие кусочки.
Фон мозаичных картин, как правило, набирался из «золотой кантарели», которую получали путем наложения на стеклянную пластину листка тончайшего золота, сверху заливали его расплавленным стеклом, затем масса спрессовывалась и золото прочно прикреплялось к стеклу.
Мозаика "Святая Екатерина".
НА РАХ Iц-1437
Апостол Петр
Мозаика по оригиналу П.В. Басина,
рис. К.П. Брюллова, 1896-1916.
Из фондов НА РАХ
«Список исполненных и исполняемых работ, находящихся
в Мозаическом отделении к 19 мая 1917 года».
НА РАХ Ф.14. Оп.1. Ед. хр.106. Л.11.
Документы о работе, ревизии и перестройке структуры Мозаичной мастерской Академии художеств 1917-1924 гг.
НА РАХ Ф.14. Оп.1. Ед. хр.106. Лл.31, 32, 36. Ед. хр.107. Лл.6, 31, 53.
Персонажи комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» по эскизам художника Б.А. Покровского.
(НА РАХ Iц-7510, Iц-7462, Iц-7511)
Мозаики Московского метрополитена
«Взятие рейхстага. Берлин, 1945 год». Мозаика на станции «Комсомольская кольцевая», П.Д. Корин.
Из фондов НА РАХ
Ленинград
Реставрация мозаик
Мозаика «Дмитрий Солунский» с утраченными фрагментами, демонтированная летом 1934 года. НА РАХ Iц-983
Подводя итог, можно смело утверждать, что, кроме практического значения, изучение мозаичного искусства имеет важный исторический аспект — исследование архивных материалов по данной теме способствует выявлению многогранной деятельности Академии художеств в деле организации Мозаичного отделения, что представляет большой интерес для истории национальной культуры.
Статья подготовлена начальником Отдела негативов и фоторепродукций НА РАХ Водостоевой Е.Н.