Фонды личного происхождения
ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
Уважаемые исследователи,
при заказе дел просим Вас указывать шифры следующим образом: ф7, оп.2л, ед.хр. 46.
Обращаем Ваше внимание на то, что номер единицы хранения располагается в первом столбце (порядковый номер).
БЕЛЯЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(1867-1928)

Выпускник Императорской Академии Художеств 1891 года. Работал над живописным и мозаичным оформлением храма Воскресения Христова на Екатерининском канале («Спас-на-Крови»), участвовал в росписи православного собора в Варшаве. С 1913 года - профессор Академии Художеств, а также один из реформаторов отечественной художественной школы (с 1917 г.).

Фонд №14 опись №1

БРОДСКИЙ ИСААК ИЗРАИЛЕВИЧ
(1884-1939)

Учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии Художеств у Е.И. Репина. По окончании обучения посещал Германию, Францию, Испанию и Италию, был в гостях у М. Горького на острове Капри. В дореволюционные годы являлся экспонентом «Товарищества южнорусских художников», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Общества имени А. И. Куинджи», «Общины художников» и членом-учредителем «Общества живописцев». После Октябрьской социалистической революции писал портреты советских руководителей.

Фонд №17 опись №1
ГИНГЕР ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
(1899-1977)

В 1921 году поступил на живописный факультет Академии Художеств, где в качестве секретаря студенческой ячейки активно участвовал в общественной жизни учебного заведения. После окончания института в 1926 году работал художником-педагогом в ряде изо-студий города: при Доме печати, на фабрике «Скороход» и других. В период Великой Отечественной войны в качестве художника газеты «Смена» трудился в воинских частях и госпиталях Ленинградского фронта.

Фонд №19 опись №1
КАРДОВСКИЙ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
(1866-1943)

Выпускник Высшего художественного училища при Императорской Академии Художеств 1902 года. Воспитанник Б.П. Виллевальде и В.П. Верещагина. С 1894 года вольнослушатель в мастерской И.Е. Репина. Одновременно обучался под руководством П.П. Чистякова в его частной мастерской. Позже работал помощником И.Е. Репина в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии Художеств. С 1907 года руководитель собственной живописной мастерской. Принимал участие в выставках «Мира искусства» и «Общества Леонардо да Винчи», был одним из одним из учредителей Нового общества художников. Много занимался книжной и журнальной графикой.

Фонд №21 опись №1
РЕПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ
(1846-1940)

Выпускник Императорской Академии Художеств 1871 года. Дипломная работа - картина «Воскрешение дочери Иаира» (Золотая медаль) - признана лучшей за все время существования Академии. С 1894 года занимал должность руководителя мастерской Высшего художественного училища при Академии Художеств, с 1898 года был ректором учебного заведения. Среди учеников - Б.М. Кустодиев, Ф.А. Малявин, И.Э. Грабарь и другие. Принимал участие в выставках общества «Мир искусства». С 1918 года оказался в вынужденной эмиграции в Финляндии.

Фонд №25 опись №1
Фонд №25 опись №2
КРУЖОК ПАМЯТИ П.П. ЧИСТЯКОВА

В коллекцию входят материалы о художниках воспитанниках профессора П.П. Чистякова, воспоминания о нём и переписка по вопросам увековечивания памяти художника.

Фонд №31 опись №1

ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН

(1832-1898)


Выпускник Императорской Академии Художеств 1860 года. За год до окончания обучения получил малую золотую медаль за пейзаж «Ущелье на Валааме», в выпускном классе — большую золотую медаль за две картины одного названия «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». Во время пенсионерской поездки от Академии Художеств посетил Мюнхен, Цюрих, Дюссельдорф. В 1873 году присвоено звание профессора за картину «Лесная глушь». Незадолго до смерти возглавил собственную пейзажную мастерскую в Академии художеств.

Фонд №39 опись №1
СЕГАЛ АЛЕКСАНДР ИЗРАИЛЕВИЧ
(1905-1971)

Выпускник театрально-декорационного отделения Петроградской Академии Художеств (1929 г.), позже аспирант, профессор и руководитель мастерской. В годы Великой Отечественной войны исполнял обязанности директора учебного заведения. В 1930-1933 годах работал художником в Ленинградском государственном академическом театре драмы им. А. С. Пушкина. В феврале 1942 года был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Самарканд. После войны работал преимущественно в жанре станковой живописи и писал жанровые и исторические картины, портреты, пейзажи.

Фонд №41 опись №1
ШИЛЛИНГОВСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1881-1942)

Окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии Художеств в 1911 году. Год спустя по приглашению архитектора А.Н. Померанцева был командирован в Болгарию для росписи собора. С 1912 года воспитанник гравёрной мастерской В.В. Матэ. Являлся членом общества художников «Шестнадцать», а также РАБИСа. В 1921 году был приглашён в Академию Художеств для организации Полиграфического факультета (позднее ликвидированного), возглавлял графическую мастерскую.

Фонд №43 опись №1
ЧЕРНЕЦОВ ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
(1802 - 1865)
ЧЕРНЕЦОВ НИКАНОР ГРИГОРЬЕВИЧ
(1804 - 1879)

Выпускники Императорской Академии Художеств. Много путешествовали: посетили Кавказ, Грузию, Италию, Египет, Палестину, Европейскую Турцию. Особенной стала поездка по Волге (от Рыбинска до устья реки), во время которой делали зарисовки видов природы и быта крестьян. Состояли в дружеских отношениях с А.С. Пушкиным.

Фонд №49 опись №1
РЯБУШКИН АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ

(1861-1904)


Выпускник Императорской Академии Художеств (1890 г.), воспитанник П.П. Чистякова и Ф.Г. Солнцева, от которых перенял любовь к реализму в живописи: обращался преимущественно к житейскому укладу древней Московской Руси, совмещая бытовую и историческую темы. Писал заказные работы, рисунки и акварели для изданий и альбомов, выполнял эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде.

Фонд №51 опись №1
ПАХОМОВ АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ,

(1900-1973)


Один из самых известных представителей ленинградской школы детской книжной графики, ученик В.В. Лебедева (художественного редактора издательства «Детская литература»). Иллюстрировал детские издания в своей узнаваемой карандашной манере, сотрудничал с журналами «Чиж» и «Ёж». Являлся членом «Объединения новых течений в искусстве» (1922-1923 гг.), художественного объединения «Круг художников» (1926-1932 гг.), членом правления ЛОСХ (1932-1949 гг). С 1942 года преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, где руководил персональной мастерской станковой графики.

Фонд №52 опись №1

РАДЛОВ НИКОЛАЙ ЭРНЕСТОВИЧ
(1889-1942)

Окончил живописное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии Художеств в 1916 году. Первая критическая статья была опубликована в журнале "Аполлон" (1911 г.), первый рисунок напечатан в журнале "Сатирикон" (1912 г.). Особенно ярко талант художника проявил в жанре карикатуры и книжной иллюстрации: в советские годы был художественным редактором журналов "Бегемот", "Смехач" и "Ревизор". В 1928 году участвовал в создании "Общества живописцев", а с 1933 года - стал заместителем председателя Ленинградского отделения Союза Советских художников. В первые месяцы Великой Отечественной войны включился в работу "Окон ТАСС", за которую был удостоен Государственной премии.

Фонд №59 опись №1
СТАРОВ ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ
(1925-2013)

Воспитанник Средней художественной школы при Всероссийской Академии Художеств. В Великую Отечественную войны сначала был в эвакуации в г. Сарапул, затем ушёл на фронт и прошёл путь от Гомеля до Берлина. До 1953 года работал художником-оформителем в Ленинградском товариществе художников Ленизо. Окончил графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в 1959 году. Впоследствии стал профессором кафедры рисунка. Автор множества произведений станковой и книжной графики, акварелей и рисунков.



Фонд №63 опись №1
ТРОШИЧЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1908-1984)


Выпускник Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина 1936 года, воспитанник И.И. Бродского. Участник Великой Отечественной войны, на которую ушел добровольцем. Награждён орденом «Красной Звезды» и медалью «За оборону Ленинграда». Всё его творчество пронизано военной тематикой: наиболее известны картины «В боях за Будапешт», «Дунайская флотилия при освобождении Вены» и серия гуашей о Великой Отечественной войне. Произведения художника находятся в музеях и частных собраниях в России, США, Италии, США, Великобритании.

Фонд №64 опись №1