Обзор документов
из личного фонда Леонтия Бенуа

по материалам доклада архивиста А.Н. Матушкиной
на научном семинаре «Наследие Бенуа: история
и современность»

27 сентября 2023 года в в Музее семьи Бенуа (г. Петергоф) состоялся научный семинар «Наследие Бенуа: история и современность», посвященный 210-летию со дня рождения архитектора, профессора Императорской Академии художеств, главного архитектора Петергофского дворцового управления Николая Леонтьевича Бенуа. Также в 2023 году музей-заповедник «Петергоф» отмечает 35-летие со дня открытия «Музея семьи Бенуа».

Записная книжка Леонтия Николаевича Бенуа.
НА РАХ Ф. 16, оп. 1, ед. хр. 9, л.1б


Семья Бенуа дала для Российской державы целую плеяду блестящих деятелей искусств — художников, архитекторов, искусствоведов, оставивших заметный след в истории русской и мировой культуры. В 1856 году в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа родился сын — Леонтий Николаевич Бенуа. Масштаб личности Леонтия Бенуа в истории колоссален. Мы знаем его как талантливого архитектора, художника и преподавателя. Целью доклада является обзор личного фонда Леонтия Николаевича Бенуа, ознакомление с составом и содержанием материалов, хранящихся в Научном архиве РАХ.



Документы Леонтия Бенуа были приобретены Академией Художеств у дочери архитектора Екатерины Леонтьевны Бенуа в 1948 г. через Ленинградскую закупочную комиссию. Всего в фонде № 16 насчитывается 331 единица хранения за 1881 — 1928 годы.

Опись документов личного фонда составлена в 1981 году и состоит из пяти разделов, включающих:

— статьи и записные книжки;

— письма Л. Н. Бенуа;

— письма к Л. Н. Бенуа;

— документы к биографии Л. Н. Бенуа;

— письма, отложившиеся в фонде Л. Н. Бенуа (адресованные супруге М. А. Бенуа и другим лицам).

Записная книжка Леонтия Николаевича Бенуа.
НА РАХ Ф. 16, оп. 1, ед.хр. 6, л. 268


Наибольший интерес для исследования представляют, конечно же, рукописные материалы — записные книжки архитектора. В них Леонтий Николаевич делал заметки о проходящих выставках, производил наброски чертежей и расчёты зданий, а также наброски эскизов для будущих строений.

Переписка Леонтия Николаевича Бенуа обширна и занимает более половины всего личного фонда. Письма охватывают период с 1878 по 1915 год большинство из которых посвящены архитектурным проектам и педагогической деятельности архитектора.

В докладе были использованы следующие документы из личного фонда архитектора:

— Заметки из записных книжек архитектора о ходе строительства церкви святой Марии Магдалины в Дармштадте и собора святого Александра Невского (ныне утраченного) в Варшаве;

— письмо Леонтия Бенуа, адресованное дочери — Екатерине Леонтьевне в виде открытки с изображением церкви святой Марии Магдалины в Дармштадте, построенной архитектором;

— письмо профессора медицины и врача-гинеколога Дмитрия Оскаровича Отта.

Документы к биографии Бенуа представлены двумя альбомами с газетными вырезками и письмами. В одном из альбомов Л. Н. Бенуа есть газетные вырезки с информацией об открытии новых построек в Академической Капелле. В них говорится, что: «28 февраля 1889 года, в четвертом часу, государь император и государыня императрица посетили придворную певческую капеллу. Августейшие особы прибыли к парадной, ведущей в Императорскую ложу концертного зала. На нижней площадке лестницы гости были встречены начальником певческой капеллы графом С. Д. Шереметьевым, управляющим Капеллою М. А. Балакиревым и архитектором нового помещения придворной капеллы — Леонтием Николаевичем Бенуа».


Всего перестройка и достройка новых помещений обошлась в сумму около 750 тыс. рублей. В начале марта 1889 года в новом концертном зале Капеллы состоялся первый музыкальный вечер учеников инструментального класса Капеллы.

После 1917 года Леонтий Николаевич достаточно большое внимание уделял вопросам архитектурного образования. С большим энтузиазмом он отнёсся к предложению учредить при Академии Художеств научно-исследовательский курс по градостроительству. Так в письме, адресованном Андрею Евгеньевичу Белогруду от 23 марта 1922 года он пишет: «Учреждение таких мастерских специального назначения является важным шагом у нас и его надо приветствовать». Перед этими мастерскими он ставил задачу дать верное понимание значения конструктивности не только при проектировании, но и при реставрации исторических монументальных зданий: «Нам архитекторам придется в ближайшем будущем усиленно заняться реставрацией, как отечественных памятников зодчества, так и целой массы разного рода зданий, более или менее представляющих интерес. Чтобы верно подойти к таким задачам, архитектору необходимо иметь все средства технических знаний, чтобы по возможности безошибочно ставить диагноз, подобно тому, как приходится делать это докторам при оценке болезни. В данных случаях архитектор должен владеть анализом, чтобы принять то или иное решение согласно духу или характеру данного сооружения».



Кроме личного фонда Леонтия Николаевича Бенуа в архиве хранятся его автографы в фондах А. Е. Белогруда, Д. Н. Кардовского, И. Е. Репина. Документы архитектурного факультета за 1918−1928 гг. Института имени Репина содержат сведения о Леонтии Бенуа — педагоге. Дополнением к личному фонду Леонтия Бенуа служат отдельные фотоматериалы из коллекции отдела негативов и фотографических репродукций с произведений изобразительного искусства Научного архива РАХ.

Леонтий Бенуа был одним из наиболее ярких представителей архитектуры своего времени. Его постройки обнаруживают разнообразие замысла и органически входят в ансамбли окружающих их зданий.

Личные архивы – обширный материал для исследователей. Вводя в научный оборот документы Леонтия Бенуа, мы надеемся, что исследовательская тропа приведёт к новым открытиям, а различные документы во многом им помогут.