«О поездке Вирко Блэк в Тбилиси и Ереван и её работе в исторических музеях этих городов»

По материалам доклада Чёрной Н. В. на Научно-практической конференции «Искусство Древнего Востока»

23 января 2024 года исполнилось 100 лет со дня рождения отечественного искусствоведа Вирко Борисовны Блэк, посвятившей жизнь изучению искусства Древнего Востока.

В библиографическом отделе Научного архива РАХ был найден интересный по содержанию документ – «Отчет о поездке в Ереван и Тбилиси и работе в Исторических музеях этих городов в ноябре-январе 1953-54 гг.» (Ф. 7 ОП. 35-1950, Д. 13), который Вирко Борисовна составила, будучи аспиранткой Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

Отчёт о путешествии В.Б. Блэк раскрывает неожиданные детали поездки и позволяет уточнить её научные взгляды в области истории искусства древнего Ближнего Востока.

После рождения дочери Борис Александрович Блэк и Пелагея Николаевна Шурига (выпускники скульптурного факультета Академии художеств) переезжают из Харькова в Ленинград. Во время эвакуации 1941 года семья переселяется в город Ирбит Свердловской области. Там юная Блэк сначала работает в цехе обжига, а затем лаборантом на керамическом заводе. После возвращения в Ленинград в 1945 году Блэк поступает на факультет теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Уже тогда она проявляет интерес к искусству Древнего Востока.
В 1950 году В.Б. Блэк поступила в аспирантуру на кафедру всеобщей истории искусств. Ее научным руководителем была назначена доктор исторических наук, востоковед и искусствовед Наталья Давидовна Флиттнер (14.09.1879 16.07.1957). Однако Блэк защитилась не сразу после окончания аспирантуры в 1953 году, диссертацию она защитит только в 1971 году под руководством искусствоведа Анны Петровны Чубовой (15.09.1905 11.08.1989).

При определении темы диссертации важным критерием было наличие связи в истории культуры и искусства Советского союза с историей, культурой и искусством Древнего Востока. После многочисленных заседаний кафедрой была утверждена тема – «Искусство древнего Закавказья конца IV – начала первой четверти I тысячелетия до н. э.».
Диссертация строится на изучении подлинных археологических памятников из коллекций Центрального Государственного музея Грузии и Государственного Исторического музея Армении, которые Блэк, будучи аспиранткой, изучала в поездке в Тбилиси и Ереван с ноября 1953 по январь 1954 года.

Во введении Блэк говорит о весьма неблагоприятных обстоятельствах, которые усложнили выполнение поставленных задач.
Работу в Государственном Историческом музее Армении В.Б. Блэк начала с описания экспонатов музея, составления научных карточек, зарисовки представленных вещей она зарисовала более 120 предметов.

Исследовательница рассмотрела предметы, принадлежащие к следующим археологическим комплексам: Кармир-Блур (арм. «красный холм») – урартская крепость Тейшебаини VII-VI вв. до н.э.; могильник близ Головино (Дилижанский район) и могильник в Нор-Баязете.

Все вещи Блэк разделила на 3 категории: предметы из бронзы, изделия из керамики и из кости.

Вирко Борисовна отмечает схожесть техники изготовления и стиля некоторых вещей с вещами, найденными в других районах Армении. Коллекция предметов из могильника близ селения Головино Дилижанского района Армении и из могильника в Нор-Баязет представлены предметами быта, одежды и украшений.

Широко распространённые на территории Грузии и Армении бронзовые подвески в виде птичек очень похожи и имеют различие лишь в отдельных деталях.
Отдельно Вирко Борисовна выделяет бронзовые пластинчатые пояса, являвшиеся частью мужской одежды, украшенные гравированными, местами выдавленными изображениями. Эти пояса представляют собой изделия высокоразвитого художественного ремесла Закавказья II тыс. до н. э. и имеют гладкую поверхность, на многих присутствуют изображения животных и людей, нанесённые гравировкой, а многократно повторяющиеся орнаментальные мотивы (например, спирали) выдавлены наружу и уже сверху нанесена гравировка.

Блэк делит пояса на 2 группы по художественному стилю. К первой группе она относит технику нанесения тончайшими линиями, ко второй рисунки, выполненные линиями более толстыми. Исследовательница также разделяет пояса по их назначению на повседневные и парадные, выделяя тематику изображений последних, как культово-магическую, выраженную в образах животных и занятиях людей (скотоводство, земледелие, охота), а также в солярных и астральных символах.
«К группе культовых предметов, пишет Вирко Борисовна, в Государственном Историческом музее Армении относятся и три глиняных сосуда, найденные у селения Адиаман, Нор-Баязетского района на восточном побережье озера Севан, в захоронении вождя племени. На этих сосудах изображены олень, бараны, хищные звери, змеи, человек, совершающий какое-то культовое магическое действие» (Ф11. Оп.35-1950. Д.13 Ч.2. Л.11).

Отдельной большой группой Вирко Блэк выделяет бронзовые статуэтки животных (олени, козлы, птицы и быки) и отмечает исключительно искусную художественную форму, через которую эти образы воплощены: небольшие по размеру, эти фигурки очень точно передают особенности животных.

Помимо всех вышеперечисленных вещей Блэк зарисовывает и описывает орнаменты кинжалов, деревянных изделий и керамики.

Иллюстрации, представленные далее, выполнены Вирко Борисовной во время работы в Государственном Историческом музее Армении. Изображённые на них керамические изделия были найдены в Лчашенских курганах на побережье озера Севан и датируются XIII-XII вв. до н. э. Сосуды ручной работы сделаны на гончарном круге и имеют чёрную лощёную поверхность. Орнамент, украшающий изделия, заполнен пастой красного и белого цвета.

Вирко Борисовна даёт подробное пояснение методики выполнения данного узора: «изображения выполнены не простой закраской контура, а при помощи довольно сложного гребенчатого штампа, состоящего из поясков круглых или прямоугольных углублений» (Ф.11. Оп.1. Д. 879. Л.103 ). Углубления заполнялись краской.
Вирко Борисовна говорит о сильном эмоциональном воздействии, которые производят эти сосуды, связанным с сочетанием цветов: чёрного, белого и красного. Мы видим, как красные и белые треугольники чередуются на сосуде. Можно представить, как они переливаются на свету, создавая впечатление движущихся языков пламени.
Подобная керамика во II тысячелетии до н. э. изготовлялась практически по всей Передней Азии. Однако облик лчашенской расписной керамики не находит художественного продолжения даже на территории Закавказья.
Исследовательница при выборе предметов руководствовалась исключительно их художественными особенностями. При ближайшем знакомстве с экспозицией Блэк отмечает обилие зооморфных изображений, а также аналогичный армянскому состав вещей, найденных в грузинских могильниках. Среди выполненных в этом музее зарисовок: пряжки поясов, лезвия мечей, подвески в виде животных, культовые бубенчики с оленьими и бараньими головами и фигурками людей на рогах, культовые сосуды с изображениями животных (похожие на такие же из Армении), браслеты и мины с геометрическим орнаментом, подвески-амулеты и другие предметы.
Непосредственное знакомство с предметами народов Закавказья помогло Вирко Блэк не только выявить необходимые особенности стиля, но и приобрести эмоциональную вовлеченность в предмет своей диссертации, что нашло отражение в отчёте. Возможно, именно это обстоятельство, несмотря на затянувшуюся работу над диссертацией, позволило исследовательнице успешно закончить её, защититься и продолжить научный рост в Академии художеств.

Подготовлено архивистом Библиографического отдела Научного архива РАХ - Чёрной Н.В.