Творческие мастерские Академии художеств СССР в Ленинграде

по материалам Научного архива Российской академии художеств

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 29 сентября 1947 года №3415 «Об утверждении Устава Академии Художеств СССР» при Академии Художеств СССР создаются творческие мастерские по различным видам изобразительного искусства под руководством действительных членов Академии Художеств СССР. Творческие мастерские непосредственно подчиняются Президиуму Академии Художеств СССР и действуют согласно их уставов и положений.

Положение о мастерских:
Согласно Положению о творческих мастерских Академии Художеств СССР, утвержденном Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР в 1948 г. творческие мастерские должны были содействовать усовершенствованию художников высшей квалификации – выпускников художественных высших учебных заведений (живописцев, скульпторов, графиков и художников декоративно-прикладного искусства) в процессе практического и теоретического разрешения творческих задач, стоящих перед советским изобразительным искусством во всех его формах.
Руководитель мастерской, утверждаемый Председателем Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР по представлению Президиума Академии Художеств СССР, осуществляет творческое руководство в целом всеми работами мастерской, представляет на утверждение Президиума Академии программу и планы творческих работ мастерской, ежегодный отчет о деятельности мастерской, руководит осуществлением самостоятельных авторских работ молодых художников, работающих в мастерских как штатных, так и аспирантов, прикрепленных к мастерской.

Творческие мастерские Академии Художеств СССР стали своеобразной творческой аспирантурой для подготовки наиболее одаренных художников.
В системе Академии Художеств СССР в 1948 году в Ленинграде были созданы первые творческие мастерские художников-живописцев и скульпторов, руководство которыми было поручено ведущим мастерам советского изобразительного искусства – академикам Б.В Иогансону, А.М. Герасимову, М.Г. Манизеру.

1. I-11944 Открытие выставки произведений В.Ф. Загонека.

НИМ РАХ. 4 апреля 1990 г.

Фотограф: Худяков В.А.


2. IIр 4151 Портрет В.Ф. Загонека. Декабрь 1969 г.

Фотограф: Шарфенберг В. А.


3. IIр 14735 Иогансон Б.В. в мастерской.

Фотограф: Певцов К.В.


4. IIр 14704 Иогансон Б.В. Группа.

Фотограф: Певцов К.В.

Об организации работы мастерских:
Одной из важнейших задач, поставленных перед творческими мастерскими, являлось овладение проблемой мастерства, настойчивого изучения окружающей действительности, отражение в произведениях наиболее глубокого и передового в жизни общества. Профессор-руководитель, передавая молодым художникам свой опыт и знания, повышал его идейный и профессиональный уровень для создания произведений на основе великих традиций русского реалистического искусства.

Организационно творческие мастерские имели переменный состав работающих в них художников в количестве четырех-пяти человек с трехгодичным сроком пребывания в мастерской, где для художников предоставлялись все условия для развития творческих индивидуальностей. Художники получают возможность ежегодно выезжать в творческие командировки для сбора материала по выбранным ими темам.

В соответствии с утвержденным Президиумом Академии Художеств СССР заданием и темой художественного произведения художник должен был к концу своего пребывания в творческой мастерской выполнить на высоком профессиональном уровне законченное произведение. Работа над произведениями в мастерской, как правило, приурочивалась к той или иной крупной художественной выставке – всесоюзной, тематической или юбилейной. По новому Положению о творческих мастерских Академии Художеств СССР, разработанному Президиумом Академии Художеств СССР в 1961 году, каждый из художников за время пребывания в мастерской обязан был выполнить не менее двух законченных композиционных произведений живописи, скульптуры или двух тематических серий по графике. Каждый художник за время пребывания в творческой мастерской отчитывается созданными им произведениями, показанными на выставках, организованных Академией Художеств СССР, в том числе выставке работ молодых художников, отчетной выставке творческой мастерской, проводимой один раз в три года.

Руководителем творческой мастерской мог быть назначен член-корреспондент Академии Художеств СССР.

II-14178

Томский Н.В.

Фотопортрет в мастерской

1. I–12114 Фотопортрет Богдеско И.Т.
Фотограф: Шарфенберг В.А. 1985 г.
2. I–1792 Фотопортрет Ветрогонский В.А.
Фотограф: Григорьев В.А. 1972 г.

3. I 18562 Открытие выставки Угарова Б.С. в НИМ РАХ. 6 февраля 1997 г.
Фотограф: Григорьев В.А.

4. IIр 10171 – Герасимов А.М. на выставке.
Фотограф: Певцов К.В.

5. IIр 12149 – Герасимов А.М. и Налбандян Д.А.
Фотограф: Григорьев В.А. 1981 г.
Многие художники начинали свой творческий путь
в мастерских, продолжив его затем в качестве руководителей творческих мастерских, среди них
А.А. Мыльников, В. И. Рейхет, В. Э. Горевой, В. А. Мыльникова.
Творческие мастерские возглавлялись лучшими представителями Академии художеств СССР - В.М. Орешниковым, В.В. Лишевым, Н.В. Томским, М.К. Аникушиным. Под руководством крупнейших советских мастеров молодые художники индивидуально развивались, полноценно творчески росли. Из творческих мастерских вышло много талантливых молодых художников, получивших хорошую профессиональную подготовку, которая позволила им самостоятельно творчески расти и развиваться, и создать целый ряд крупных произведений в живописи и скульптуре, которые заняли достойное место в истории изобразительного искусства.

С 1993 года в Санкт-Петербурге была создана мастерская графики Российской академии художеств, которую возглавил академик В.А. Ветрогонский.
Мастерская скульптуры
Мастерская живописи
Мастерская графики
С 1994 года по поручению Президента Академии один из членов Президиума направляет творческую работу мастерских, где молодые художники проходят стажировку в целях совершенствования профессионального мастерства. Заведующий творческими мастерскими (работник аппарата Президиума Академии) Российской академии художеств контролирует исполнение решений Президиума Академии по творческим мастерским.

В творческие мастерские Российской академии художеств принимаются художники не старше 35 лет.

За время пребывания в мастерской художник выполняет в соответствии с утвержденным планом отчетное произведение (отчетные произведения).

В настоящее время творческие мастерские Российской академии художеств являются практической научной лабораторией для осуществления задач по исследованию и внедрению в современный художественный и образовательный процесс инновационных технологий в области изобразительного искусства.

В настоящий момент работа по выявлению и изучению архивного материала о функционировании Творческих мастерских в советское время продолжается.
*В приведенном ниже перечне представлены сведения о руководителях Творческих мастерских живописи, монументальной живописи, скульптуры и графики в Ленинграде с 1948 года по настоящее время

Руководители творческой

мастерской живописи

 [1949]- [1962]
 [1949]- [1962]

Творческая мастерская живописи под руководством действительного члена Академии Художеств СССР Иогансона Бориса Владимировича (1893-1973)
1949-1960
1949-1960

Творческая мастерская станковой живописи под руководством действительного члена Академии Художеств СССР Герасимова Александра Михайловича (1881-1963)
1960-1987
1960-1987

Творческая мастерская живописи под руководством действительного члена Академии Художеств СССР Орешникова Виктора Михайловича (1904-1987)
1987– [1991]
1987– [1991]

Творческая мастерская живописи под руководством  действительного члена Академии Художеств СССР Угарова Бориса Сергеевича (1922-1991)
1991-1994
1991-1994

Творческая мастерская живописи под руководством действительного члена Академии Художеств СССР Загонека Вячеслава Францевича (1919-1994)
1995- [2000]
1995- [2000]
Творческая мастерская живописи под руководством профессора Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Рейхета Виктора Иосифовича (1922-2000)
2001 – 2012
2001 – 2012

Творческая мастерская живописи под руководством члена-корреспондента Российской академии художеств Мыльниковой Веры Андреевны (г.р. 1950)
2012
2012

Творческая мастерская живописи под руководством действительного члена Российской академии художеств Песикова Владимира Симоновича (г.р. 1939)

Руководители творческой

мастерской монументальной живописи

1948-1950
1948-1950

Творческая мастерская монументальной живописи под руководством доцента Академии Художеств СССР Орешникова Виктора Михайловича (1904-1987)
1963– 2012
1963– 2012
Творческая мастерская монументальной живописи под руководством члена-корреспондента Академии Художеств СССР (с 1966 г. - действительного члена Академии Художеств СССР) Мыльникова Андрея Андреевича (1919-2012)
2012
2012

2012 - творческая мастерская монументальной живописи под руководством члена-корреспондента Российской академии художеств Мыльниковой Веры Андреевны  (г.р. 1950)

Руководители творческой

мастерской скульптуры

[1948]-1952
[1948]-1952


Творческая мастерская скульптуры под руководством действительного члена Академии Художеств СССР Манизера Матвея Генриховича (1891-1966)
1952-1960
1952-1960

Творческая мастерская скульптуры под руководством действительного члена Академии Художеств СССР Лишева Всеволода Всеволодовича (1877-1960)
1960- [1968]
1960- [1968]

Творческая мастерская монументальной скульптуры под руководством действительного члена Академии Художеств СССР Томского Николая Васильевича (1900-1984)
1968-1997
1968-1997
Творческая мастерская скульптуры под руководством действительного члена Академии Художеств СССР Аникушина Михаила Константиновича (1917-1997)
1997-2006
1997-2006

Творческая мастерская скульптуры под руководством члена –корреспондента Российской академии художеств Горевого Владимира Эмильевича (1944-2019)
2006-[2022]
2006-[2022]

Творческая мастерская скульптуры под руководством члена –корреспондента Российской академии художеств Ястребенецкого Григория Даниловича (1923-2022)
2022
2022

Творческая мастерская скульптуры под руководством Почетного члена Российской академии художеств Иванова Александра Аркадьевича (г.р. 1952)
1. I-15164а Открытие памятника А.С. Пушкину в сквере на площади Искусств. 19 июня 1957 г.
Фотограф: Стрекалов В.В.

2. I-4781 Творческая мастерская под руководством Орешникова В.М. Отбор работ на выставку произведений молодых художников.
Фотограф: Григорьев В.А. 1981 г.

3. III-3971 Творческая мастерская Томского. 1964 г.
Фотограф: Жукова.

4. IIр-14178 Томский Н.В. Фотопортрет в мастерской.
Фотограф: Певцов К.В. 1986 г.

5. I-6367 Фотопортрет Угарова Б.С. в мастерской 1979 г.
Фотограф: Григорьев В.А.

6. I-15144 Фотопортрет Аникушина М.К. август 1957 г.
Фотограф: Стрекалов В.В.


7. I-4052 Юбилей В.А. Ветрогонского. 60 лет со дня рождения. НИМ РАХ 23 декабря 1983 г.
Фотограф: Григорьев В.А.

8. I-11933 Открытие выставки произведений Рейхета В.И. 19 февраля 1990г.
Фотограф: Еремеев В.В.

Руководители творческой

мастерской графики

 1993-2002
 1993-2002


Творческая мастерская под руководством действительного члена Российской академии художеств Ветрогонского Владимира Александровича (1923-2002)
2002-2010
2002-2010

Творческая мастерская под руководством действительного члена Российской академии художеств Богдеско Ильи Трофимовича (1923-2010)
2010-2015
2010-2015

Творческая мастерская под руководством действительного члена Российской академии художеств Пахомова Андрея Алексеевича (1947-2015)
2015
2015

Творческая мастерская под руководством члена-корреспондента Российской академии художеств Харшака Андрея Александровича (1950 г. р.)

Список использованных материалов из фондов Научного архива Российской академии художеств:

Ф.1, оп. 2-лс, приказы с 1947-1979 гг.

Ф.1, оп. 51, ед. хр. 1-14, 16-21, 24-27, 30-32, 34-37, 40-47

Ф.1, оп. 55, ед. хр. 10

Ф.5, оп. 1, ед. хр. 745

Ф.7, оп. 3, ед. хр. 246

Ф.7, оп. 4, ед. хр. 22, 99, 143

Ф.7, оп. 4-в, ед. хр. 381

Ф.7, оп. 4 (доп.), ед. хр. 139, 152, 217, 224, 228, 278, 294,351,

Ф.10, оп. 1-л, приказы с 1982-2017 гг.

Ф.10, оп. 2 (доп.), ед. хр. 38

Ф.10, оп. 2-в (доп.), ед. хр. 1565