Научно-практическая конференция «Архивисты на службе Отечеству»

Центр научных учреждений РАХ

Научный архив РАХ

Научная библиотека РАХ


6 декабря / Университетская наб, 17

6 декабря 2024 года в Памятном зале Великого князя Владимира Александровича Научной библиотеки Российской Академии художеств состоялась научно-практическая конференция «Архивисты на службе Отечеству», посвященная 100-летию со дня рождения заслуженного работника культуры Российской Федерации, заслуженного архивиста Российской Федерации, участника Великой Отечественной войны, блокадника, кандидата искусствоведения Марины Викторовны Иогансен (Грозмани).


После окончания исторического факультета Ленинградского государственного университета Марина Викторовна Иогансен была направлена на работу в Центральный государственный исторический архив СССР (ныне РГИА), где плодотворно проработала около 15 лет. Затем она была переведена на работу в Научно-библиографический архив Академии Художеств СССР (ныне Научный архив РАХ), где работала почти до последних дней своей жизни. Крупный ученый-искусствовед, историк-архивист, автор более 30 научных работ, она на протяжении своей жизни много и активно взаимодействовала с сотрудниками учреждений Академии Художеств, Академии Наук, крупнейших музеев (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей истории города и многих других).

Программа конференции

Доклады конференции
  • Георгиевская Лариса Сергеевна
    Директор НА РАХ
    Марина Викторовна Иогансен - организатор архивной работы в Научно-библиографическом архиве Академии художеств.
  • Лисовский
    Владимир Григорьевич
    Доктор искусствоведения, кандидат технических наук, историк архитектуры
    Заметки о Марине Викторовне Иогансен
  • Глинтерник Элеонора Михайловна
    Доктор искусствоведения, профессор СПбГУ
    Фонды НА РАХ как основной источник по истории Ленинградского ВХУТЕИНа-ВХУТЕМАСа (1921 - 1930)
  • Гарбуз Марина Валерьевна
    Ведущий архивист отдела «Ведомственный архив» ГМЗ «Петергоф»
    Деятельность С.С. Гейченко в научно-вспомогательных кабинетах Петергофских дворцов-музеев
  • Овечкина Ольга Олеговна
    Заведующий архивной службой - главный хранитель архивных и музейных фондов Мариинского театра
    Вера Николаевна Остальцова – ветеран архивного дела, внесший значительный вклад в развитие архива Мариинского театра
  • Поздняков Александр Николаевич
    Режиссер, продюсер, историк кино, киностудия «Ленфильм»
    Роль архивов в кино
  • Токарева Зоя Юрьевна
    Архивист 1 категории отдела публикаций и научного использования документов, ЛОГАВ
    Заслуги архивистов в сохранении документального наследия в период Великой Отечественной войны
  • Родионова Ольга Вадимовна
    Начальник отдела научных публикаций, РГИА
    Книги библиотеки Святейшего Синода в фонде научно-справочной библиотеки РГИА, реконструкция каталога
  • Ашихмин Андрей Витальевич
    Главный специалист отдела научных публикаций, РГИА
    Лидия Ивановна Полянская (1892–1970). Штрихи к биографии советского историка-архивиста
  • Алексеева Анастасия Никандровна
    НИМ РАХ, кандидат искусствоведения

    Памяти Марины Викторовны Иогансен. Коллекция графики из собрания Павла Давидовича Эттингера

  • Богдан Вероника-Ирина Траяновна
    НИМ РАХ, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств

    Воспоминания о Марине Викторовне Иогансен

  • Головкина Мария Яковлевна
    Специалист, Российский институт истории искусств
    Роль В.П. Зубова в комплектовании библиотечного фонда научной библиотеки РИИИ
  • Туминская Ольга Анатольевна
    Заведующий сектором эстетического воспитания Государственного Русского музея, доктор искусствоведения
    Бюро просветительской службы Русского музея: история в лицах (1928–1998)
  • Леонтьева Надежда Юрьевна
    Ведущий специалист Российского государственного архива Военно-Морского Флота
    Архивисты РГАВМФ: преемственность поколений
  • Ронгонен Софья Львовна
    Старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Архива Российской Академии наук, кандидат филологических наук
    «У реставрации женское лицо»: биографии сотрудниц Лаборатории консервации и реставрации документов РАН
  • Мартынова Татьяна Викторовна
    Заведующий отделом использования документов и справочно-поисковых систем ЦГАНТД
    «Научное творчество Владимира Ивановича Пилявского в блокадном Ленинграде. К 115-летию архитектора»
  • Румянцев Андрей Георгиевич
    Главный архивист ЦГА СПб,
    кандидат исторических наук
    «Человек на своем месте»:
    из опыта работы в каталоге Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга»
  • Чурина Любовь Сергеевна
    Заведующий Научно-ведомственным архивом Государственного музея истории Санкт-Петербурга

    Формирование фонда Научно-ведомственного архива Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Фотогалерея

научно-практическая конференция "Архивисты на службе отечеству"

Материалы докладов конференции

Марина Викторовна Иогансен – организатор архивной работы
в Научно-библиографическом архиве Российской академии художеств

Георгиевская Лариса Сергеевна, директор Научного архива Российской академии художеств
С Мариной Викторовной судьба свела меня в далекие семидесятые годы прошлого века. После окончания Ленинградского государственного университета я попала на работу в Ленинградский государственный архив литературы и искусства (ЛГАЛИ, ныне ЦГАЛИ СПб). Работу я начинала в отделе комплектования, в мои обязанности входило комплектование фондов архива и, естественно, курирование учреждений и организаций, входящих в список №1 архива. В те годы в этом списке были и Русский музей, и Государственный Эрмитаж, и Академия художеств, и многие другие учреждения культуры, музеи, библиотеки, которые я до сих пор держу в поле зрения и оказываю посильную, чаще консультационную помощь по архивному делу.
Когда состоялось моё знакомство с Мариной Викторовной, она уже была известным ученым, с ученой степенью, хотя еще довольно молодой по возрасту (это я теперь понимаю), а на тот момент я, молодой специалист, который только начинал свою трудовую биографию, должна была давать ей консультацию по последним требованиям Государственной архивной службы и требовать выполнения законодательных актов того времени. Первый визит в архив, который я теперь возглавляю, остался в моей памяти, так как чувство волнения перед этой женщиной, которая годилась мне в матери, было главным. Но встреча прошла удивительно плодотворно, и в последующие годы мы неоднократно встречались, обсуждали итоги работы по составлению описей, по другим вопросам архивной работы. Я получала от нее описи, пропускала их на архивную комиссию, рекомендовала сотрудников архива, которые могли помочь в научно-технической обработке документов. В памяти сохранилась удивительная простота общения, врожденная интеллигентность и удивительное обаяние этого человека. Никак я не могла себе и представить, что спустя десятилетия, я снова окажусь в этих стенах, и буду вспоминать этого человека в дни ее столетнего юбилея.

Самым главным документом на работающего человека в любом учреждении является его личное дело. Перелистаем страницы биографии М.В. Иогансен. Родилась Марина Викторовна 14 ноября 1924 г. в Ленинграде. Отец был доцентом Химико-технологического института (умер в 1937 году), мать – преподавателем физики в Химическом техникуме имени Д.И. Менделеева. В 1942 году во время блокады мама Марины Викторовны умерла, и девочке-школьнице пришлось рано начать трудовую биографию. Ее первое место работы – детский сад №7, где она работала воспитателем до октября 1944 года, параллельно с этим рыла окопы под Гатчиной, на Средней Рогатке, у станции Обухово, (НА РАХ Ф.10, оп. 2 (доп.), ед.хр. 178, л. 41). В 1944 году она закончила вечернюю школу рабочей молодежи. Затем была учеба на историческом факультете Ленинградского государственного университета (1944-1950). После окончания Университета была направлена на работу в ЦГИАЛ (ныне РГИА) на должность научного сотрудника, до сентября 1965 года она возглавляла группу учета и комплектования. Проработала она 15 лет в этом замечательном архиве, где выполняла много работ, в том числе занималась описанием документов фонда №789 Императорской Академии художеств.
Ничего удивительного нет, что ей было предложено перейти на работу в Научно-библиографический архив Академии художеств на должность старшего научного сотрудника, что и произошло в 1965 году. С 1977 по 1 сентября 1990 г. Марина Викторовна возглавляла Научно-библиографический архив. При ее непосредственном участии была создана картотека документов Императорской АХ, переданных в РГИА, которой до сих пор пользуются как сотрудники, так и исследователи, приходящие в читальный зал архива. Можно сказать, что Марина Викторовна была одним из создателей научно-справочного аппарата к документам Императорской Академии художеств. Картотека насчитывает около 42000 карточек, это большой коллективный труд, но вклад самой Марины Викторовны неоценим.


В 1972 году М.В. Иоагнсен защитила диссертацию по тему: «Здание 12 коллегий и его роль в формировании ансамбля на стрелке Васильевского острова». Надо добавить, что М.В. Иогансон как очень эрудированный специалист-архивист и исследователь-искусствовед является автором более 30 научных трудов, посвященных вопросам комплектования архивов, организации учета и использования документов, а также по истории архитектуры нашего города. Назову лишь некоторые: «Эрмитаж. История архитектуры зданий» (Л.,1947), «Михаил Земцов» (Лениздат, 1975); «Ленинград. Историко-архитектурный очерк (изд. «Искусство», 1982); множество статей по планировке и застройке стрелки Васильевского острова, по педагогическому процессу и научно-методической деятельности Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в годы Великой Отечественной Войны и многие-многие другие. Ее труды до сих пор востребованы в архивах, музеях и библиотеках города. Много сил она отдала комплектованию архива документами учреждений системы Академии художеств СССР, а также фондов личного происхождения, научному описанию фондов архива, созданию научно-справочного аппарата.

Любой архив - это не склад документов, а достойное их хранилище. Одной из главных задач работы архива является популяризация его фондов и активное использование документов, в том числе в выставочных проектах. Одним из первых таких проектов архива была экспозиция раздела «Документы» на выставке «225 лет Академии художеств СССР» в Москве в 1982-1983 гг. В создании данного раздела М.В. Иогансен принимала самое активное участие, став также одним из составителей юбилейного каталога «225 лет Академии художеств», за что получила Диплом Академии художеств.

В 1980 году Марина Викторовна была принята в члены Союза художников СССР за большой вклад в развитие искусствоведения. Своими знаниями она активно делилась с сотрудниками учреждений системы Академии художеств, музеев и Научно-исследовательских институтов, а также с исследователями, работавшими в читальном зале архива. Много лет читала лекции студентам Института им. И.Е. Репина.

С момента создания Ленинградского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории культуры (ВООПИК) она энергично включилась в его работу, проводила лекции-экскурсии по Васильевскому острову, другим историческим местам нашего города и являлась членом президиума Совета общества. При ее участии создавались информационные заметки для Ленинградского радио и телевидения по теме «Зодчие нашего города». Много справок, сделанных ею по истории памятников архитектуры Ленинграда, находятся в архиве КГИОП. Сотрудники РГИА до сих пор пользуются описями на архитектурные чертежи Министерства Императорского двора, а «Обзор материалов архива по строительству Петербурга» до недавнего времени хранился на открытом доступе в читальном зале архива.

М.В. Иогансен неоднократно выступала на семинарах ГАУ СССР по вопросам организации работы с фондами личного происхождения, системе учета, другим злободневным вопросам архивного дела. Многие из этих выступлений опубликованы в различных печатных изданиях. Также Марина Викторовна возглавляла большую и трудоемкую работу по упорядочению и описанию материалов Института живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина, занималась научно-технической обработкой документов личного происхождения (фонд архитектора А.Е. Белогруда и др.). Серьезные научные познания в области истории русского искусства, пристальное и систематическое изучение материалов архивов по вопросам архитектуры позволило М.В. Иогансен выявить множество новых ценных данных о творчестве ряда архитекторов и об отдельных памятниках архитектуры. Свои познания Марина Викторовна использовала при написании научных работ, в докладах, сообщениях, при проведении занятий со студентами, консультировании исследователей, коллег из музеев, библиотек. Хорошие контакты были у нее с сотрудниками Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Музеями Петергофа, Гатчины, а также с московскими коллегами из ЦГАЛИ СССР (ныне РГАЛИ).

В середине 60-х годов на повестку дня государственных архивов вышла работа по комплектованию фондов личного происхождения Марина Викторовна стала активно помогать ЦГАЛИ СССР в этой работе: составляла списки потенциальных фондообразователей, находила возможность вести с ними переписку, завязывала контакты с родственниками выдающихся деятелей культуры, убеждала их передавать личные архивы на государственное хранение в архивы Москвы и Ленинграда. Участвовала в разработке методических пособий. Марина Викторовна являлась представителем Центрального государственного архива литературы и искусства СССР в г. Ленинграде по выявлению материалов деятелей литературы и искусства, находящихся у частных лиц, и ведению переговоров с архивовладельцами о передаче этих материалов на постоянное хранение в ЦГАЛИ СССР (документ от 23 декабря 1954 года).

Возглавляла она Научно-библиографический архив до сентября 1990 г., но с работы не ушла, продолжала помогать в работе архивистов. Не стало Марины Викторовны 29 октября 2006 года.

За свой труд М.В. Иогансен награждена медалями «За оборону Ленинграда» (1957); «За доблестный труд» (1970); «30 лет Победы в ВОВ» (1975), «40 лет Победы в ВОВ» (1985); «Ветеран труда» (1985), Орденом «Знак почета» (1986), нагрудным знаком «Отличник Архивного дела», «Заслуженный работник культуры РФ» (1998). В аттестационном листе за октябрь 1990 года в графе рекомендаций записано: «Отложить уход на пенсию, продолжить работу в НБО АХ» (Заседание аттестационной комиссии. НА РАХ Ф.10, оп. 2 (доп.), ед. хр. 178, л. 41, л.56).

От лица сотрудников архива не могу не сказать: нет ни одного дня, чтобы мы не вспоминали этого прекрасного специалиста добрым словом, так как все самое лучшее в устройстве архива, создании НСА, всех вопросах нашей работы заложено при ней, после нее стало совсем не так, по-другому.

Сегодня мы вспоминаем Марину Викторовну добрым словом за организацию архивного дела в Научном архиве РАХ, за труд, результатом которого как сотрудники, так и исследователи пользуются до сих пор. Общий стаж ее архивной работы составил более 50 лет. Честь и хвала таким архивистам. Светлая ей память!
Заметки о Марине Викторовне Иогансен

Лисовский Владимир Григорьевич, доктор искусствоведения, историк архитектуры
Моя встреча с Мариной Викторовной Иогансен произошла в конце лета 1967 года, когда я, совершив рискованный биографический маневр, состоявший в решительной смене инженерной профессии на искусствоведческую, пришел работать в отдел архитектуры Научно-исследовательского музея Академии художеств. Одно из первых моих музейных заданий состояло в том, чтобы принять в ведение музея и академического архива изрядное количество документов, оставшихся после недавней кончины Николая Ильича Архипова - известного исследователя Петергофа и хранителя его художественных коллекций. Задание было не из простых, и неофиту, хотя и великовозрастному, его вряд ли дали, если бы не то обстоятельство, что возглавлять всю эту операцию должна была Марина Викторовна, в ту пору заведовавшая Научно-библиографическим архивом Академии.

Владимир Григорьевич Лисовский
Мы вместе отправились в Московский район, на улицу Ленсовета, где жил Николай Ильич. Вместе разбирали хранившиеся там папки и коробки с текстовыми документами и рисунками. А затем я стал свидетелем того, как отобранные вещи сортировались, обмерялись, становились строчками в протоколе и наконец, занимали отведенные им места в хранилище. Весь этот процесс прочно
мне запомнился, потому что явился замечательным наглядным уроком по архивному делу. И в дальнейшем, сотрудничая с Мариной Викторовной, я неоднократно имел возможность наблюдать, с каким тщанием она осуществляла хранительские процедуры, насколько полно проявлялись при этом любовь и уважение к профессии и как совершенно удивительным образом связанные с повседневной работой навыки и приемы складывались в то, что можно назвать настоящей энциклопедией этой профессии. Марина Викторовна, несомненно, обладала даром хорошего педагога, и можно только пожалеть о том, что ей не довелось обстоятельно заняться формированием своей особой школы архивного мастерства.

Вскоре после означенного эпизода пришла пора нашего сотрудничества в ином жанре. По предложению Наталии Ивановны Никулиной, возглавлявшей в академическом музее отдел архитектуры, было решено собрать и провести большую выставку - «Архитектура Васильевского острова в прошлом, настоящем и будущем». Ее подготовкой, помимо Н.И. Никулиной, занялись М.В. Иогансен и автор этих строк. Для меня эта работа стала увлекательным продолжением предыдущего этапа музейного образования, а обе мои учительницы с увлечением демонстрировали приемы, относящиеся к новому для меня жанру музейной деятельности. И снова приходилось не только усваивать деловые уроки, но и по-настоящему любоваться тем, как с видимой легкостью, а на самом деле совсем непросто решались моими менторами ставившиеся на экспозиции задачи. Выставка состоялась,
довольно продолжительное время показывалась на третьем этаже академического «циркуля» и вызвала интерес у публики. Удалось сопроводить ее и печатным каталогом, хотя и «партизанским»: его выпустили в свет в 1969 году без издательства и редакционной подготовки, а напечатали без всяких изысков и без иллюстраций в какой-то случайной типографии. Но работа над каталогом стала опять-таки показательной для новичка (то есть
меня), научила разбираться в некоторых секретах и этого рода работы, в законах, в соответствии с которыми компонуются разные разделы каталога и пишется сопровождающий его текст. Марина Викторовна оказалась в этом деле мудрым, настойчивым наставником и советником. Ее советам и правилам я старался следовать в течение всей своей длинной «ученой» жизни. Вполне естественным было то, что, находясь рядом с Мариной Викторовной, разговаривая с ней, задавая ей вопросы и получая обстоятельные ответы, я лучше стал понимать смысл и особенности работы, которой занимался, а наряду с этим получил возможность и лучше разобраться в
характере М.В. Я увидел, что это интеллигент настоящей петербургской закваски, умный, хорошо разбирающийся в людях человек, очень любящий свою работу. Сама тонкая, молодая фигура М.В., ее лицо, освещаемое иногда располагающей к себе улыбкой, взгляд слегка щурившихся с хитрецой глаз, ясная, тоже поистине петербургская, абсолютно правильная речь — всё это располагало к себе, делало общение интересным, лишенным какой-либо напряженности. Но за всем этим скрывалась натура, воспитанная на строго соблюдаемых принципах. Сказанное относится прежде всего к работе, к тем новаторским исследованиям,
которые проводила М.В., изучая массу неизвестных ранее документов. Больше всего ее привлекало, как известно, искусство XVIII века, творчество трудившихся в это время мастеров - Трезини, Леблона, Земцова, Растрелли. И вот на почве таких интересов произошел серьезный творческий конфликт между Мариной Викторовной и ее ближайшим коллегой - Юрием Михайловичем Денисовым. Глубинная суть их разногласий осталась для меня нераскрытой, но результат оказался прискорбным: Марина Викторовна не пожелала ни
на иоту отступить от своих убеждений и взглядов, расходившихся с тем, что утверждал Денисов в своей так и оставшейся не защищенной диссертации. Позиция М.В. не нашла понимания со стороны Ю.М., так что добрые ранее отношения между ними прервались на долгое время. Но без принципиальности не может быть настоящего ученого. А Марина Викторовна была именно такой. Это ее душевное качество явилось одной из составных частей ее внутреннего «мотора», наделявшего прекрасного человека, обаятельную и умную женщину той энергией, благодаря которой ей удалось достичь в науке столь многого.
В.Г. Лисовский
23 октября 2024 г.

Фонды научного архива РАХ как основной источник по истории Ленинградского ВХУТЕИНа-ВХУТЕМАСа
(1921 - 1930)

Глинтерник Элеонора Михайловна, доктор искусствоведения, профессор СПбГУ
Памяти Марины Викторовны Иогансен.
Коллекция графики из собрания Павла Давидовича Эттингера

Алексеева Анастасия Никандровна, кандидат искусствоведения, научный сотрудник, хранитель Научно-исследовательского музея РАХ
Взаимодействие научных учреждений Российской Академии художеств всегда было тесным и плодотворным. Такое сотрудничество сыграло решающую роль в обретении Научно- исследовательским музеем Академии небольшой коллекции рисунков и гравюр, первоначально поступившей в Научно-библиографический Архив РАХ в составе фонда Павла Давидовича Эттингера. Марина Викторовна Иогансен – на тот момент директор Архива, сочла логичным и целесообразным передать художественный изобразительный материал в музей для дальнейшего описания, изучения, хранения и демонстрации его посетителям. Её мнение было безусловно поддержано на экспертно-фондовой комиссии музея, и в 1990 году коллекция была передана в отдел графики.

Надо сказать, что Павел Давидович Эттингер (1866 – 1948) был крупным исследователем и собирателем графического наследия художников рубежа – начала XIX–XX веков. Страстно интересуясь современным художественным процессом, он начал писать критические статьи с отзывами о выставках, что привело его к сотрудничеству с московскими художественными журналами 1910-х годов. В эти же годы началась и
собирательская деятельность П.Д. Эттингера, приобретавшего всё больший авторитет в художественных кругах. Когда в возрасте 45 лет в 1911 году Эттингер смог получить скромную пенсию и уйти из банка, где служил до этого, он всецело погрузился в жизнь критика, коллекционера–знатока и деятеля культуры, становясь участником союзов, членом художественных обществ и другом многих художников. Его имя стало известным, а авторитет весьма значимым. С приходом советской власти с 1918 года П.Д. Эттингер состоял специалистом-консультантом Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению, в 1919-м входил в специальную комиссию Музейного отдела Наркомпросса по проверке собрания С.И. Щукина, участвовал в создании экспозиции Музея новой западной живописи и т.д., но несмотря на большое количество приглашений, отказался связать себя узами постоянной работы в гос. учреждениях. Живя очень скромно, занимая комнату в коммунальной квартире, он неустанно пополнял своё собрание, хранившееся в той же комнате и являвшееся смыслом и украшением его существования. Его коллекция рисунков, плакатов и иного изобразительного материала насчитывала более пяти тысяч произведений, которые после смерти собирателя в
основной своей части поступили в ГМИИ им. А.С. Пушкина из-за отсутствия наследников. Огромное эпистолярное наследие было отделено от художественного материала и определено в архив, а коллекция рисунков и печатной графики—в графические отделы музея. Подобным же образом оказались разобраны и те материалы, которые пребывали в академическом Научно- библиографическом Архиве: документы и письма остались в составе архивного дела, а изобразительная часть, благодаря неравнодушию и профессионализму Марины Викторовны, была направлена в музей и пополнила его графические фонды своими прекрасными листами. В музее печатная графика из собрания Эттингера лежит в отдельной папке, сохраняя историю своего бытования - свою предыдущую принадлежность к архивному фонду №32. Надо сказать, что подавляющее количество листов представляет собой портретные изображения Павла Давидовича, исполненные, по всей видимости, по просьбе коллекционера разными мастерами. Это указывает на уровень дружбы и
взаимопонимания, который связывал действующих лиц. Одно только перечисление имён авторов рисунков и гравюр заставляет уважительно отдать должное художественному уровню коллекции Эттингера: его портреты создавали Георгий Семёнович Верейский, Леонид Осипович Пастернак, Владимир Андреевич Фаворский, Дементий Алексеевич Шмаринов, Мартирос Сергеевич Сарьян и ещё очень многие прекрасные художники,
высоко ценившие, по- видимому, не только высокие профессиональные, но и человеческие качества своего друга.

Безусловно, коллекция музея выиграла от пополнения работами таких мастеров, и каждый раз, доставая эти вещи, мы с благодарностью вспоминаем профессиональную, энергичную, доброжелательную Марину Викторовну, распорядившуюся подобным образом судьбой архивной коллекции П.Д. Эттингера.

Г-10878 НИМ РАХ КП-11652 Верейский Г.С. Портрет П.Д.Эттингера.
Г-10878 НИМ РАХ КП-11652 Верейский Г.С. Портрет П.Д.Эттингера.
Г-10878 НИМ РАХ КП-11652 Верейский Г.С. Портрет П.Д.Эттингера
Г-10878 НИМ РАХ КП-11652 Верейский Г.С. Портрет П.Д.Эттингера
Г-10878 НИМ РАХ КП-11652 Верейский Г.С. Портрет П.Д.Эттингера.
Г-10878 НИМ РАХ КП-11652 Верейский Г.С. Портрет П.Д.Эттингера.
Г-10881 НИМ РАХ КП-11655 Верейский Г.С. Неизвестный художник ХХХ лет. Гриффонаж
Г-10881 НИМ РАХ КП-11655 Верейский Г.С. Неизвестный художник ХХХ лет. Гриффонаж
Г-10885 НИМ РАХ КП-11659 Поляков М.И. Портрет П.Д. Эттингера в интерьере его комнаты
Г-10885 НИМ РАХ КП-11659 Поляков М.И. Портрет П.Д. Эттингера в интерьере его комнаты
Р-10591 НИМ РАХ КП-11720 Фаворский В.А. Портрет П.Д.Эттингера
Р-10591 НИМ РАХ КП-11720 Фаворский В.А. Портрет П.Д.Эттингера
Г-10888 НИМ РАХ КП-11664 Усачёв А.И. Портрет П.Д. Эттингера
Г-10888 НИМ РАХ КП-11664 Усачёв А.И. Портрет П.Д. Эттингера
Г-10890 НИМ РАХ КП-11666 Журов А.П. Экслибрис П.Д. Эттингера
Г-10890 НИМ РАХ КП-11666 Журов А.П. Экслибрис П.Д. Эттингера
Р-10568 НИМ РАХ КП-11697 Захаров Ф.И. Портрет П.Д.Эттингера
Р-10568 НИМ РАХ КП-11697 Захаров Ф.И. Портрет П.Д.Эттингера
Р-10572 НИМ РАХ КП-11701 Купреянов Н.Н. Портрет П.Д.Эттингера
Р-10572 НИМ РАХ КП-11701 Купреянов Н.Н. Портрет П.Д.Эттингера
Р-10574 НИМ РАХ КП-11703 Кискачи Ю.Ф. Портрет П.Д.Эттингера
Р-10574 НИМ РАХ КП-11703 Кискачи Ю.Ф. Портрет П.Д.Эттингера
Р-10576 НИМ РАХ КП-11705 Шмаринов Д.А. Набросок с П.Д.Эттингера во время Всесоюзного Совещания по графике
Р-10576 НИМ РАХ КП-11705 Шмаринов Д.А. Набросок с П.Д.Эттингера во время Всесоюзного Совещания по графике
Р-10577 НИМ РАХ КП-11706 Маврина Т.А. Портрет П.Д.Эттингера. Шарж
Р-10577 НИМ РАХ КП-11706 Маврина Т.А. Портрет П.Д.Эттингера. Шарж
Р-10584 НИМ РАХ КП-11713 Пастернак Л.О. Портрет П.Д.Эттингера
Р-10584 НИМ РАХ КП-11713 Пастернак Л.О. Портрет П.Д.Эттингера
Р-10586 НИМ РАХ КП-11715 Рерберг Ф.И. Портрет П.Д.Эттингера
Р-10586 НИМ РАХ КП-11715 Рерберг Ф.И. Портрет П.Д.Эттингера
Р-10587 НИМ РАХ КП-11716 Сарьян М.С. Портрет П.Д.Эттингера
Р-10587 НИМ РАХ КП-11716 Сарьян М.С. Портрет П.Д.Эттингера
Р-10591 НИМ РАХ КП-11720 Фаворский В.А. Портрет П.Д.Эттингера
Р-10591 НИМ РАХ КП-11720 Фаворский В.А. Портрет П.Д.Эттингера
Р-10590 НИМ РАХ КП-11719 Фалилеев В.Д. Силуэтный портрет П.Д.Эттингера
Р-10590 НИМ РАХ КП-11719 Фалилеев В.Д. Силуэтный портрет П.Д.Эттингера
Роль В.П. Зубова в комплектовании библиотечного фонда научной библиотеки РИИИ

Головкина Мария Яковлевна, специалист Российского института истории искусств
За последние годы было многое сказано о роли библиотек в жизни человека, но не стоит забывать и о роли личности человека в деятельности библиотек. Понятие «личность» в отношении библиотеки будет рассматриваться с двух сторон: личность как создатель, с момента создания библиотеки, играя важную роль в ее истории; личность как исторический деятель, представитель сферы искусства, науки и культуры, чьи личностные качества повлияли на деятельность библиотеки.

Невозможно игнорировать роль таких выдающихся личностей в библиотечном деле, как Ярослав Мудрый (978-1054 гг.), сформировавший первую крупную библиотеку при Софийском соборе, просветительница Евфросиния Полоцкая (1102-1173 гг.), переводившая книги в Софийском соборе, Иоганн-Даниил Шумахер, создавший библиотеку нового типа – публичную Библиотеку Академии наук, Крылов Иван Андреевич, создавший отдел отечественной литературы в Императорской Публичной библиотеке Санкт-Петербурга, Харитон Андреевич Чеботарев, Николай Иванович Лобачевский, Александр Филиппович Смирдин...

Этот список можно продолжать долго, но сегодня особое внимание будет уделено Валентину Платоновичу Зубову — русскому искусствоведу, доктору философии (1913), основателю Института истории искусств (1912), первому директору Дворца-музея в Гатчине (1917—1918).

В докладе будет рассмотрена роль В.П. Зубова в комплектовании библиотечного фонда научной библиотеки Российского института истории искусств. Будут проанализированы особенности родословная, повлиявшей на дальнейшую деятельность Валентина Платоновича, идею создания Института истории искусств, а также рассмотрено о преобразовании общедоступной историко-искусствоведческой библиотеки в Институт истории искусств.

«Человек на своем месте»: из опыта работы в каталоге Центрального
государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб)

Румянцев Андрей Георгиевич, к.и.н., главный архивист Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга
Под каталогом ЦГИА СПб понимается межфондовый архивный справочник, в котором информация о содержании документов архива сгруппирована по предметам (темам), расположенным в соответствии с
принятой схемой классификации документной информации1.

В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), образованном в 1936 году, каталог входит в состав разветвленного научно-справочного аппарата, включающего в себя также путеводитель по фондам архива, описи документов, указатели и обзоры отдельных фондов. Каталог архива имеет свое целевое значение и занимает определенное место в системе научно-справочного аппарата ЦГИА СПб, аккумулируя информацию из фондов архива (чаще всего на уровне документа или его части), и предоставляя точные сведения о конкретных событиях, фактах, персонах, учреждениях и т.д.

Как единый справочно-информационный комплекс каталог ЦГИА СПб начал формироваться с середины 60-х гг. ХХ века. К этому моменту в архиве существовало 98 картотек, содержащих до 110 тыс. карточек. Они были
созданы в результате использования документов архива, начавшегося еще в 1930-х гг., в процессе которого проводилось выявление документов по самым разнообразным темам. Перед созданным в 1964 г. отделом научно-справочного аппарата встал вопрос о сосредоточении, размещении и изучении этого комплекса с целью превращения его в единый каталог архива.

В 1967-1971 гг. сотрудники отдела научно-справочного аппарата разработали «Схему классификации документов в систематическом каталоге Ленинградского государственного исторического архива» из 9 больших
разделов, ставшую одной из первых в стране2 и предварившую первую общесоюзную схему единой классификации (СЕК) 1978г. В их числе была и Эмма Филипповна Родзинская, проработавшая в архиве более 50 лет и в ноябре 2024 года отметившая 100-летний юбилей.

На основе «Схемы классификации документов...» был создан систематический каталог, документная информация в котором классифицировалась по отраслям знаний. Географический каталог архива
включал в себя сведения о документах по истории населенных пунктов Санкт-Петербурга (Петрограда) и Санкт-Петербургской (Петроградской) губернии, а также отдельные документы по истории иных местностей Российской империи. Именной каталог архива включал в себя сведения о наиболее известных деятелях истории Санкт-Петербурга и России – представителей науки, культуры, литературы и искусства, отложившиеся в фондах архива.

Наряду с созданием системы каталогов в архиве велась плановая разработка документов наиболее востребованных фондов. Помимо вышеупомянутых тематических картотек, в каталог были включены карточки,
полученные при каталогизации документов таких фондов как Канцелярия попечителя петроградского учебного округа (фонд 139), Канцелярия петроградского губернатора (фонд 253), Петроградское губернское правление
(фонд 254), Петроградский губернский статистический комитет (фонд 260), Русское музыкальное общество (фонд 408), Всероссийское общество поощрения художеств (фонд 448), Управление петроградского градоначальства и столичной полиции (фонд 569), Петроградская городская дума (фонд 792) и ряда других. Отдельное внимание уделялось выявлению документов по истории революционного движения.

Сейчас, как и раньше, работой над созданием научно-справочного аппарата в архиве занимается отдел информационно-поисковых систем (ранее – отдел научно-справочного аппарата), в задачи сотрудников которого входит в т.ч. ведение каталога, т.е. составление и редактирование каталожных карточек. Первоначально в связи с разработкой таких тем как история предприятий и организаций, история революционного движения и ряда других преобладала целевая каталогизация документов. В настоящее время сотрудники отдела
информационно-поисковых систем ведут попутную каталогизацию документов при усовершенствовании заголовков описей, во время которой выявляются наиболее интересные документы.

Именно в рамках попутной каталогизации в фонде 2 (Воспитательное общество благородных девиц и Александровский институт (Смольный институт) были обнаружены подлинные акварельные рисунки художника А.И. Шарлеманя (1826-1901), в т.ч. «План расположения участников и зрителей торжественного представления в честь празднования 25-летия принятия женских учебных заведений под покровительство императрицы Александры Федоровны», «Покровительство художествам», «Покровительство художествам» и «Милосердие», датированные 1853 г.3 В настоящее время в архиве ведется выявление ревизских сказок отдельных местностей, источника, весьма востребованного среди исследователей.

Важно отметить, что в 2000-х гг. в связи с информатизацией архивного дела произошли принципиальные изменения в формировании каталога архива – из традиционного, бумажного, он стал электронным. В 2010 году в рамках создания Государственной информационной системы Санкт-Петербурга (ГИС) «Государственные архивы Санкт-Петербурга» - автоматизированной информационной системы, предназначенной для комплексной автоматизации деятельности архивных учреждений, была завершена работа по созданию электронного каталога архива путем сканирования и перевода в электронную базу данных массива каталогов. Он постоянно пополняется и на настоящий момент включает почти 180 тыс. карточек.

С 2015 года каталог архива для пользователей представлен только в электронном виде. В состав описательной статьи каталога (электронной каталожной карточки) входят: название архива, индекс, рубрика, подрубрика,
дата события, место события, содержание, номер фонда, название фонда, номера описи, дела, листов, язык документа, способ воспроизведения, фамилия составителя и дата составления описательной статьи. Каталожные карточки могут быть составлены как на фонды в целом или их части, так и на отдельные
единицы хранения, отдельные документы или сведения из документов. С 2018 г. в архиве началась работа по редактированию электронного каталога, которая сочетается с унификацией состава каталожных карточек в
соответствии с разработанным в 2007 г. «Единым классификатором документной информации Архивного фонда Российской Федерации» (ЕКДИ)4.

Работа с электронным каталогом, как и с другими ресурсами информационно-поисковой системы ЦГИА СПб, осуществляется через подсистему «Автоматизированное рабочее место» ГИС Санкт-Петербурга
«Государственные архивы Санкт-Петербурга». Он представляет собой универсальный инструмент взаимодействия с архивной информацией, упрощающий работу сотрудникам архивов и рядовым гражданам.

Увеличение видов электронных архивных ресурсов, доступных как для сотрудников архива, так и для исследователей, потребовало установки в помещении каталога пользовательских компьютеров. Если в 2010 г. в каталоге имелся только один компьютер у зав. каталогом, то в 2013 г. компьютерами были снабжены три посадочных места. В настоящее время все 7 посадочных мест оборудованы компьютерами, на которых предоставляется возможность поиска необходимой информации при помощи «Автоматизированного рабочего
места», работы с Интернет-порталом «Архивы Санкт-Петербурга» и доступа к предисловиям и указателям к описям фондов, а также к отсканированным справочникам. В 2014-2015 гг. сотрудниками архива были подготовлены методические разработки по использованию электронного каталога ЦГИА СПб, а в 2017 г. –
памятка для пользователей по работе с каталогом архива. В 2018 г. была подготовлена инструкция «Каталог ЦГИА СПб как источник генеалогической информации», в которой специально выделялись разделы каталога, весьма востребованные в настоящее время. В рамках систематического каталога отдельно выделялся раздел 05 – «Население. Социальный состав», где имеются данные о сословной принадлежности отдельных лиц, а также о наличии в архиве ревизских сказок, преимущественно 9-й и 10-й ревизий. Также выделялся раздел 17.52 – «Домовладение», в котором сосредоточены данные о залоге в Петроградском кредитном обществе (фонд
515) значительного числа столичных домов, и в, частности, указания на имеющиеся списки жильцов по отдельным адресам с 60-х гг. XIX века до 1918 года. Эти данные вносились практикантами архива из числа студентов ЛГУ им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербургской Академии художеств им. Ильи Репина, Российского колледжа традиционной культуры в течение 2014-2022 гг.

В настоящее время наибольшее значение в рамках каталогизации архивных документов получил электронный каталог (указатель) списков жильцов Санкт-Петербурга. Связано этом с тем, что справочные издания
дореволюционной столицы, вроде адресных книг «Весь Петербург (Петроград)» содержат сведения лишь о незначительном числе жителей города. Основным источником сведений о месте жительства петербуржцев являются домовые книги, однако их сохранность за дореволюционный период оставляет желать лучшего. В ЦГИА СПб основная масса источников подобного рода включена в Коллекцию домовых книг Петрограда (фонд 1026), которая содержит 498 книг и выписок из них примерно по сотне адресов из почти 100 тыс. адресов дореволюционного Санкт-Петербурга. Еще около 1000 домовых книг отложилось в фондах различных учреждений, у которых имелось ведомственное жилье, таких как Воспитательное общество благородных девиц,
Петроградский политехнический институт им. Петра Великого, Петроградское дворянское депутатское собрание и др. Как раз утрату домовых книг отчасти компенсируют списки жильцов, отложившиеся в фонде Петроградского городского кредитного общества (фонд 515), выдававшего ссуды под залог домов и др. недвижимости. Для определения размера ссуды и подтверждения своей платежеспособности
домовладельцы должны были предоставлять Обществу сведения о доходе, который они получали от сдачи квартир внаем. По своей информативности списки жильцов уступают домовым книгам: они содержат сведения только о квартиросъемщике с указанием номера занимаемой им квартиры, обстановки и размера годовой арендной платы. Тем не менее, в документах фонда сохранилось почти 15 тыс. списков жильцов, распределенных примерно по 30% адресам столицы, что заметно больше имеющегося комплекса домовых книг.

Несмотря на то, что в настоящее время в архиве закаталогизировано не более 2-3% находящихся на хранении документов, роль каталога заметно возрастает в условиях активной просветительской деятельности архива, а
обращение к каталогу позволяет найти ответ на весьма сложные запросы. Свою роль здесь играет и проводившаяся ранее целевая каталогизация документов наиболее востребованных фондов. К примеру, на обращение Архивного комитета Санкт-Петербурга о поиске необычных документов о праздновании 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга в 1903 году именно в каталоге были выявлены: в фонде Русского музыкального общества (фонд 408) - Проект программы "Исторического концерта", устраиваемого Русским музыкальным
обществом 18 (31) мая 1903 г. в Большом зале Санкт-Петербургской консерватории по случаю празднования 200-летия Санкт-Петербурга, в личном фонде председателя Комиссии по народному образованию Санкт-
Петербургской городской думы П.А. Потехина (фонд 2112) – Кантата по случаю 200-летия Санкт-Петербурга, а в фонде Управления петроградского градоначальства и столичной полиции (фонд 569) – Рисунки нагрудных знаков, установленных в память 200-летия Санкт-Петербурга для классных чинов Управления петербургского градоначальства, высших и нижних чинов петербургской столичной полиции5.

Методические наработки по принципам использования электронного каталога позволили в 2019 году опубликовать в журнале «Генеалогический вестник» за No 60 обзорную статью «Информационно-поисковые системы ЦГИА СПб и их использование на современном этапе», в которой отмечалось, что все возрастающая насыщенность электронных ресурсов порой ставит пользователей читального зала в тупик, что объясняется необходимостью определенного уровня общеисторических знаний и компьютерной грамотности, а также навыков архивной эвристики. В связи с этим перед сотрудниками архивов стоит задача повышения уровня архивной грамотности и умения ориентироваться в многообразии архивных справочников и архивных
фондов Российской Федерации6. Увеличение числа доступных информационных архивных ресурсов
привлекло в читальные залы и каталог ЦГИА СПб дополнительное число пользователей. В связи с тем, что читальный зал архива небольшой, каталог архива используется не только по своему прямому назначению, но и как дополнительное помещение для пользователей с целью ознакомления с электронными ресурсами. Наибольшей популярностью пользуется изучение электронных описей фондов с возможностью самостоятельного заказа дел, во вторую очередь – электронного каталога при снижении востребованности
бумажного каталога. Помимо этого, возможность работы с каталогом архива имеется на площадках ряда городских библиотек, число которых увеличивается с каждым годом.

Подводя итог вышесказанному отметим, что в настоящее время сотрудникам каталога приходится выступать в роли научных консультантов по всем имеющимся информационно-поисковым ресурсам ЦГИА СПб и иметь
представление об аналогичных ресурсах смежных архивов, таких как ЦГА СПб и РГИА. Наиболее популярной формой общения с посетителями архива становится консультирование с целью нахождения интересующих
пользователей документов, а подчас и подбор алгоритмов их поиска. Проведение подобных консультаций, равно как и оказание помощи исследователям в нахождении уже имеющихся образов документов позволяют
избегать конфликтных ситуаций. Не обходится и без архивной эвристики и архивной удачи, результатом чего является нахождение искомой актовой записи о рождении, браке и смерти своих предков. К примеру, после того, как пользователю не удалось найти актовую запись в церкви с. Дылицы Петергофского уезда, куда приходили прихожане интересующей его деревни Заречье, ему было предложено поработать с метрическими книгами ближайшей церкви с. Рождествено Царскосельского уезда, и искомая актовая запись за смежный год, все-таки, нашлась.

В результате в течение последних 10-15 лет произошла трансформация образа сотрудника каталога – от «архивного лаборанта», который обеспечивает нужды ученых-специалистов к консультанту широких масс пользователей с целью поиска и интерпретации исторических документов. В профессиональном плане подобная работа с пользователями каталога дает навыки коммуникации и стрессоустойчивость, что способствует предотвращению «выгорания», а также получению положительных эмоций в случае находок тех или иных документов. Живое общение также способствует обмену опытом, расширению кругозора в плане знания документов наиболее востребованных архивных фондов, знакомства с информационными ресурсами сторонних организаций, содержащих сведения об архивных источниках7. В свою очередь, расширение архивного кругозора позволяет принимать активное участие в подготовке выставок и публикаций, таких как «Петроградская полиция в годы Первой мировой войны. 1914-1917», справочника «Органы власти и управления Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда. 1775-1993», а также в подготовке заметок в группах «ЦГИА СПб» и «Архивы Санкт-Петербурга» социальной сети «ВКонтакте».

Проблематикой развития электронного каталога, как и иных архивных справочников, является быстрое развитие информационных ресурсов, заметно опережающее сложившуюся практику архивной работы. В рамках
электронного каталога теряет смысл ранее используемое деление на систематический, географический и именной каталоги, так как в электронном формате формируется общая база данных, содержащая информацию из различных каталогов. Однако имеющиеся методические указания по-прежнему оперируют понятиями традиционного, бумажного каталога, с его разделением на виды, дублетными каталожными карточками и пр., а электронный каталог фактически представлен бумажным каталогом в электронном виде. В настоящее время наблюдается также отсутствие новых платформ для работы с архивными справочниками, так что архивисты вынуждены использовать в своей работе офисные программы, которые не всегда удобны.
Примером этому может служить история с размещением в Mircosoft Excel межфондового указателя метрических книг по Санкт-Петербургу, Санкт-Петербургской, Новгородской и Олонецкой губернии, весьма востребованному
среди пользователей, но требующему определенных навыков работы с офисной программой и не предоставляющей доступ непосредственно к образам метрических книг. Интеграция указанного справочника, как и иных архивных справочников, представленных в формате Mircosoft Word или Mircosoft Excel, в ГИС Санкт-Петербурга «Государственные архивы Санкт-Петербурга» пока не увенчалась успехом. В настоящее время произошла замена понятия научно-справочного аппарата, нацеленного на научные исследования, на справочно-поисковые средства, доступные широким слоям населения. В связи с отсутствием устойчивых алгоритмов поиска документной информации и непрозрачности самих алгоритмов, представленных в поисковых системах, ключевым моментом в работе архивистов становятся навыки архивной эвристики, способность находить необходимый документ среди разнообразных архивных справочников. В связи с этим в ЦГИА СПб особое внимание в настоящее время уделяется обучение пользователей самостоятельной работе с информационно-
поисковыми системами архива, а также их ориентирование в многообразии имеющихся информационных ресурсов, содержащих сведения о предмете исследования.

1 Положение «О системе справочно-поисковых средств (научно-справочного аппарата) Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб)». Утверждено приказом директора ЦГИА СПб от 12.10.2023 No 51.

2 См: Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб); Путеводитель в двух томах (Том 2); – СПб.: Архивный Комитет С.-Петербурга, ЦГИА СПб. 2009. С.531-543.

3 ЦГИА СПб. Ф. 2. Оп. 3. Д. 3. Л. 87-91.

4 Единый классификатор документной информации Архивного фонда Российской Федерации / Росархив, ВНИИДАД; сост. В.Г. Ларина, Н.М. Андреева, М.С. Астахова и др. М., 2007.

5 ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 492. Л. 1; Ф. 569. Оп. 17. Д. 582. Л. 105-106; Ф. 2212. Оп. 2. Д.14. Л. 211.

6 Румянцев А.Г. Информационно-поисковые системы ЦГИА СПб и их использование на современном этапе // Генеалогический вестник (журнал). – 2019. – No 60. С. 60–69.

7 Назовем лишь некоторые из них: Институт истории Петербурга (https://institutspb.ru/?ysclid=m3h2bdzejc749629088), Петерген (http://petergen.com/), Всероссийское генеалогическое древо (https://vgd.ru/?ysclid=m3h2dimsa4390039508).

Научное творчество архитектора В. И. Пилявского в блокадном Ленинграде. К 115-летию архитектора

Мартынова Татьяна Викторовна, заведующий отделом использования документов
и справочно-поисковых систем ЦГАНТД
Тезисы доклада:

Пилявский Владимир Иванович (1910–1984) - архитектор, доктор архитектуры, профессор кафедры истории архитектуры ЛИСИ, заслуженный архитектор РСФСР (1974). Работал в области проектирования промышленных сооружений с 1933 года, по чертежам Пилявского строили промышленные предприятия в Уфе, Ташкенте, Перми, Белорецке. В Ленинграде Пилявский разработал проект реконструкции дворовых фасадов зданий Ленинградского университета, надстройки Новобиржевого гостиного двора на стрелке Васильевского острова (здание постройки Джакомо Кваренги) и корпуса Мраморного дворца (в соавторстве с Я.К. Кетчером). В 1936 году вместе с другими авторами предложил проект развития генерального плана города Курска.

Война застала Владимира Ивановича Пилявского в Ленинграде, и все 900 дней Блокады он работал в здании Адмиралтейства. Первые книги Пилявского: "Главное адмиралтейство в Ленинграде" и "Дворцовая площадь в Ленинграде" вышли в свет в 1941. Затем последовали и другие: "Вандализм немецко-фашистских захватчиков в пригородах Ленинграда" // Архитектура СССР, № 7, 1944; "Разрушение пригородов Ленинграда" // Архитектура Ленинграда, № 1-2, 1944; "А.Д. Захаров: зодчий" / В.И. Пилявский - Ленинград: Госполитиздат, 1944.

Документы о работе В.И. Пилявского в качестве эксперта в Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в Эстонской ССР (1945), а также рисунки, чертежи, рукописи В.И. Пилявского хранятся в ЦГАЛИ в личном фонде Ф. 453, 844 ед. хр., 1874-1984 гг.

В 1938 году Пилявский В.И. начал работу над кандидатской диссертацией по истории архитектуры о творчестве В.П. Стасова — первого мастера русского стиля, предшественника Константина Тона. Его храм Александра Невского в русской колонии Александровка в Потсдаме (1826) — первый из сохранившихся памятников русского стиля. Подобная по стилю Десятинная церковь в Киеве была уничтожена в советский период.

Во время войны диссертационную работу «Творчество В.П. Стасова» Пилявский продолжил. В архиве ЦГАНТД СПб, в фонде № 205 "Ленинградский Ордена Трудового Красного Знамени Инженерно-Строительный Институт Министерства Высшего образования СССР (1930-1975)" хранится данная работа, вместе с альбомами иллюстраций к диссертации: фотографии чертежей фасадов жилых домов для постройки в Новгороде по проектам Стасова, фотографии проекта казарм в Новгороде арх. Стасова и б. Новгородских военных поселений (планы, карты, фото с натуры). Фотографии проекта и общ. Вида Кордекардии (Караульного дома).

После войны Пилявский преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте, был деканом архитектурного факультета; затем — председателем специализированного совета по присуждению ученых степеней при ЛИСИ. По совокупности трудов получил учёную степень доктора архитектуры, звание профессора и заслуженного архитектора РСФСР.

Все материалы представляют собой безусловный научный интерес. Могут быть использованы для создания научно-просветительских и выставочных проектов, войти в часть научных изданий
по данным тематикам.
Бюро просветительской службы Русского музея:
история в лицах (1928–1998)

Туминская Ольга Анатольевна, заведующая сектором эстетического воспитания, Государственный Русский музей, методический отдел
Тезисы доклада:

Просветительская служба Русского музея в архивных документах занимает период с 1895 г. (года подписания указа о создании музея) по настоящее время. В ходе работы над историей Бюро просветительской службы основное внимание выпадает на ХХ в. В результате исследования фондов Ведомственного архива ГРМ и сектора архива изображений ГРМ введены в научный оборот новые документы и атрибутированы фотографии
сотрудников и событий. История в лицах: Д. М. Мигдал, П. З. Мельцер, О. В. Волкова, О. А.Спицына, П. Л. Корецкий, В. В. Добровольская, Д. С. Захарова, Э. В. Кузнецова, О. Ф. Петрова, Р. А. Гельман и другие
представители отделов работы с посетителями внесли свой вклад в развитие работы музея.
Формирование фонда Научно-ведомственного архива Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Ронгонен Софья Львовна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Архива Российской Академии наук
Тезисы доклада:

«У реставрации женское лицо» - это заголовок газетной статьи из 1990-х – и это действительно так, особенно в реставрации бумаги и документов. Данный доклад посвящен биографиям сотрудниц Лаборатории консервации
и реставрации документов РАН, занимавшихся как научной работой, так и непосредственно реставрацией: З.А.Загуляевой, Л.Г.Левашовой, Л.В.Кудояровой и других.
Формирование фонда Научно-ведомственного архива Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Чурина Любовь Сергеевна, заведующий Научно-ведомственным архивом СПб ГБУК «ГМИ СПб»
Тезисы доклада:

Фонд Научно-ведомственного архива ГМИ СПб является собранием ценных документов, отражающих историю музея, неотрывную от истории города с 1907 г. по нынешнее время. Исторически в фонде сформировались комплексы документов научной, экспозиционно-выставочной, культурно-просветительской деятельности
структурных подразделений музея, документов личного происхождения, а также комплекс научно-технической документации, отражающий этапы реставрации архитектурных объектов, находящихся в составе музея.

Архивисты РГАВМФ: преемственность поколений

Леонтьева Надежда Юрьевна, ведущий специалист Российского государственного архива
Военно-Морского Флота
Тезисы доклада:

История архива от Морского министерства к Российскому государственному архиву Военно-Морского Флота (1724-2024 гг.)
Руководители архива XVIII в.
Деятельность по преобразованию архива Морского министерства (1827-1917 гг.) Трескина Г.Н., Кочетова Р.И., Чубинского В.Г., Лебедева А.И.
Воспоминания Варфоломеева М.Н. о службе в Морском архиве (1897-1953 гг.)
Архивисты-ветераны Великой Отечественной войны.
Воспоминания архивистов РГАВМФ о блокаде Ленинграда.
Из XX в. в XXI в.: преемственность поколений архивистов.
Лидия Ивановна Полянская (1892–1970). Штрихи к биографии
советского историка-архивиста

Ашихмин Андрей Витальевич, главный специалист отдела научных публикаций Российского государственного исторического архива
Тезисы доклада:

В докладе на материалах Департамента народного просвещения и внутреннего архива РГИА, а также воспоминаний и дневников современников производится попытка первого систематического изложения
служебной биографии выдающейся советской архивистки, одной из продолжательниц идей петербургской исторической школы в архивоведении, фактического организатора послереволюционной систематизации бывшего архива Министерства народного просвещения в составе ЕГАФ и прочих институциональных предшественников ЦГИАЛ (ныне – РГИА). Начав службу в архиве Министерства народного просвещения по предложению С.В. Рождественского (1868-1934) ещё в 1917 году, Л. И. Полянская была одним из самых квалифицированных и профессиональных архивистов Петрограда-Ленинграда 1920-1930-х гг. Под её руководством в архив были приняты и описаны на высоком научном уровне фонды Комиссии народных
училищ, цензурных учреждений, Императорского училища правоведения и др. Помимо огромной практической работы, проделанной Л.И. Полянской и её ближайшими сотрудниками в послереволюционный период, нельзя не
упомянуть её вклад в активно формировавшуюся теорию архивоведения (главным образом, выработка принципов архивного хранения). Большая работа была проведена Л. И. Полянской в рамках подготовки путеводителя по ЦГИАЛ в 1940-1950-е гг.
Книги библиотеки Святейшего Синода в фонде научно-справочной библиотеки РГИА, реконструкция каталога

Родионова Ольга Вадимовна, начальник отдела научных публикаций Российского государственного исторического архива
Тезисы доклада:

История формирования библиотеки, Комиссия по описанию архива и разбору библиотеки Синода, роль К.Я. Здравомыслова, начальника архива, с приходом которого библиотека получила новый импульс развития в организации работы и формировании фондов.
1 июня 1918 года архив и библиотека Святейшего Синода вошли в состав Единого государственного архивного фонда (ЕГАФ).
Выявление книг библиотеки Святейшего Синода из фондов научно-справочной библиотеки РГИА и реконструкция каталога в электронной базе «ИРБИС».
Деятельность С.С. Гейченко в научно-вспомогательных кабинетах Петергофских дворцов-музеев

Гарбуз Марина Валерьевна, ведущий архивист отдела «Ведомственный архив» Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Тезисы доклада:

Статья посвящена раннему, наименее изученному периоду, работы искусствоведа, музейного работника С.С. Гейченко в Петергофских дворцах-музеях. Одним из направлений его деятельности в конце 1920-х – начале 1930-х годов стало участие в формировании научно-вспомогательных кабинетов, которые состояли из архива, библиотеки, чертежного архива и фототеки. На основании большого количества архивных материалов реконструирована история создания и бытовая фототеки музея, приведены данные об ее учете и комплектовании, составлен обзор сохранившихся учетных документов фототеки. Кроме того, уделяется внимание процессу систематизации и учета теме архивных документов Петергофского дворцового правления, а также роли сотрудников Петергофских дворцов-музеев, которые занимались их изучением и классификацией в довоенный период.
Благодарим всех участников конференции!

Университетская набережная, 17
Научная библиотека РАХ

+7 (812) 323-67-49
rah-archivspb@mail.ru