НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "К 295-летию со дня рождения И.И. Шувалова: на службе культуры и Отечества"
01 декабря 2022 г.
В этом году исполняется 295 лет со дня рождения Ивана Ивановича Шувалова, человека, сыгравшего значительную роль в политической и культурной жизни России середины XVIII века.
И.И. Шувалов был человеком интеллектуальным, понимал необходимость развития отечественной науки, культуры и искусства. Именно он стал главным покровителем молодых ученых и деятелей искусства: живописцев, скульпторов, поэтов и др.
Иван Иванович – один из создателей Московского университета (1755 г.). При значительном участии Шувалова была открыта Императорская академия художеств (1757 г.), в первые годы существовавшая на его собственные средства. И.И. Шувалов был первым Президентом Императорской академии художеств. Кроме того, он был прекрасным дипломатом, выполнял стратегически важные для Российской империи поручения.
Вклад И.И. Шувалова во все сферы общественно-политической и художественной жизни Отечества неоценим.
Программа конференции
Центр научных учреждений РАХ
Научный архив РАХ
Научная библиотека РАХ
Тезисы доклада:
Одним из центральных направлений деятельности Научная библиотека Российской академии художеств является исследование ее богатейшего фонда литературы по искусству. Сотрудники Научной библиотеки занимаются изучением, описанием и каталогизацией редких изданий, являющихся памятниками мирового культурного наследия. В 2021 году Научной библиотекой был подготовлен первый том научно-справочного издания «Книжные памятники в собрания Научной библиотеки Российской академии художеств», посвященный западноевропейским изданиям XV-XVIвв. В 2022 году в связи с юбилейными датами, 295 лет со дня рождения основателя Академии художеств Ивана Ивановича Шувалова и 265-летиеАкадемии художеств, было принято решение издать каталог книжной коллекции И.И. Шувалова, хранящейся в академической библиотеке. Издание «Личная коллекция книг И.И. Шувалова» является завершением этапа реконструкции данной коллекции и открывает серию библиотечных работ «Коллекции в собрании Научной библиотеки Российской академии художеств». В каталог вошло описание 63 наименований печатных изданий, установленных по архивным описям и разделенных на три группы: книги с личным суперэкслибрисом И.И. Шувалова, серия французских гравированных альбомов «CabinetduRoy» и книги с первой гербовой академической печатью.
Тезисы доклада:
В 2018 году отдел художественных проблем дизайна НИИ РАХ приступил к работе над темой, посвященной предстоящему 300-летнему юбилею Академии наук и художеств.
Общая тема коллективного проекта затронула проблемы, связанные с почти трехсотлетней экспозиционной деятельностью Императорской Академии художеств, а затем ее правопреемников — Всероссийской академией художеств, Академией художеств СССР и Российской академией художеств. История трехвековой деятельности Академии художеств до настоящего времени не рассматривалась в обозначенном ракурсе, не выстраивалась с опорой на конкретные события, связанные с многофункциональной выставочной деятельностью.
Итогом работы стала коллективная монография, в которой рассматриваются как создавались, проходили и воспринимались наиболее значимые выставки живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного, театрально-декорационного и фотоискусства, охватывая исторический период с середины XVIII до начала XXI века.
В исследовании выявлено уникальное значение выставочной деятельности Академии художеств на всех этапах ее развития, которое, по сравнению с аналогичной деятельностью ряда зарубежных Академий художеств, отличалось прежде всего многообразным подходом. Помимо традиционных регулярных отчетных выставок педагогов и учеников, которые были и продолжают до сих пор являться главными во многих Академиях, Российская Академия на протяжении трехсот лет брала на себя и решала значительно более масштабные задачи, привлекая внимание к различным аспектам художественной жизни как непосредственно в ее стенах, так и далеко за ее пределами (включая историко-художественные, тематические, конкурсные, популяризаторские и персональные выставки представителей всех видов пластических искусств, архитектуры и художественного проектирования окружающей среды).
В основу исследования положен хронологический подход к рассматриваемому материалу. Два последних раздела посвящены художественным выставкам З. К. Церетели как гуманистической миссии и новой форме дипломатии XXI века, а также участию Российской Академии Художеств на Всемирных и Международных выставках середины ХIХ – начала ХХ века. Огромный массив разнообразного научного материала, впервые собран и рассмотрен под таким углом зрения в пределах одного коллективного проекта.
Особое внимание уделялось подбору визуального материала, цель которого дать представление о том, как выглядели сами экспозиционные пространства академических выставок и максимально приблизить к выставочной атмосфере. Понятно, что далеко не все документально фиксировалось, сведения отрывочны, помимо конкретных выставлявшихся произведений и проектов визуальный ряд можно дополнен каталогами и доступными рекламно-информационными материалами (обложками выставочных каталогов, пригласительными билетами, рекламными плакатами и пр.).
Тезисы доклада:
В преддверии 350-летнего юбилея со дня рождения Петра I Российская национальная библиотека, при поддержке Министерства культуры, реализует проект «Петровский архив Вольтера: цифровое представление и введение в научный оборот». Цель проекта — сделать доступным научной общественности малоизвестный архив петровских материалов.
После смерти Вольтера в 1778 г. Екатерина II приобрела его библиотеку и бумаги. Среди них пять томов (1800 листов, 167 документов), большей частью – материалы, посланные Вольтеру по указанию И. И. Шувалова из Петербургской академии наук для работы над «Историей Российской империи при Петре Великом». Создание «Истории» было важнейшим внешнеполитическим проектом, замышленным дочерью Петра, императрицей Елизаветой, в период Семилетней войны.
Материалы содержали переводы исторических источников, статистические сводки и очерки, подготовленные специально для Вольтера. Незначительная часть собрания была издана в конце 1920-х гг., но большая часть документов почти не изучена. Некоторые документы являются полностью неизданными.
Петербургские академики были недовольны тем, что историю Петра Великого поручили писать иностранцу. Но политическая ситуация требовала, чтобы новый образ России явился из-под пера, имеющего вес в Европе. На эту роль идеально подходил Вольтер. Образ Петра I заинтересовал его уже тогда, когда он писал «Историю Карла XII» (1732). Его авторитет должен был стать противовесом антирусским памфлетам, вдохновляемым Фридрихом II.
Архив важен временем его создания — временем, когда формировалась государственность Российской империи.
В ходе реализации проекта планируется создать исследовательский электронный ресурс, включающий цифровые копии документов с научно-справочным аппаратом.
В докладе будет освещена роль И.И. Шувалова как инициатора заказа сочинения о Петре I знаменитому философу, корреспондента Вольтера и редактора отправлявшихся ему материалов; дана характеристика петровского архива Вольтера, показан созданный на его базе электронный ресурс, который готовится к открытию на сайте РНБ, показаны и прокомментированы пометы и записи Шувалова на документах, отправлявшихся Вольтеру, а также выявленные нами записи его секретаря, барона Теодора-Генриха Чуди.
Тезисы доклада:
В одном из своих последних академических ордеров куратор и первый директор Академии художеств И. И. Шувалов писал Кокоринову, что «в 1760-м году от гишпанскова перваго министра господина Дюваля получил я диплом на достоинство почетнова члена Мадридской Королевской академии художеств». В том же ордере Шувалов просил оформить диплом для «господина Дюваля», чтобы он в свою очередь стал почетным членом Академии Художеств в России. В настоящий момент с этим ордером можно ознакомиться в Российском государственном историческом архиве, в то время как испанский диплом Шувалова находится в Научном архиве Российской академии художеств. При работе с оригинальным документом из академического архива становится понятно, что Иван Иванович Шувалов получил диплом от Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо, который был подписан президентом («покровителем») Академии Сан-Фернандо первым секретарем государства, министром Рикардо Уолл-и-Деверо (Ricardo Wall y Devreaux), академическими советниками и почетными члена 3 мая 1761 года. Именно Рикардо Уолл-и-Деверо предназначался диплом, который Шувалов хотел лично доставить в Испании после своего отъезда заграницу в апреле 1763 года. На момент избрания И.И. Шувалова почетным членом Академия Сан-Фернандо уже прошла те этапы, которые еще только предстояло пройти Академии трех знатнейших искусств в России. Спустя некоторые время в Санкт-Петербург будут присланы текст торжественной речи на открытии Академии Сан-Фернандо 1752 года, академический регламент 1757 года и описания художественных конкурсов 1750-х и 1760-х годов. С этими документами, ныне хранящимися в Научной библиотеке Российской академии художеств, уже должен был работать первый президент Императорской Академии Художеств – Иван Иванович Бецкой, получивший назначение в марте 1763 года после отставки Шувалова. Таким образом, целью доклада является проследить историю первых десятилетий испанской Королевской Академии Сан-Фернандо, отталкиваясь от хранящихся в научном архиве и библиотеке документов и отмечая параллели с Императорской Академией Художеств, характеризующие общий вектор развития художественного академического образования в европейский век Просвещения.
Тезисы доклада:
Иван Иванович Шувалов — выдающийся деятель отечественного просвещения, учредитель Московского университета и Императорской Академии художеств, корреспондент европейских мыслителей, покровитель наук и искусств, внесший неоценимый вклад в развитие русской культуры.
К сожалению, в отличие от карьеры, семейная жизнь И.И. Шувалова сложилась не так удачно — после смерти Елизаветы Петровны он не женился и не обзавелся наследниками.
Ближайшими по крови и по духу людьми к И.И. Шувалову оказались его сестра Прасковья Ивановна (в браке — Голицына) и её дети. Особенно близок Иван Иванович был со своим племянником - Федором Николаевичем Голицыным. В 1768-1777 гг. он сопровождал Ф.Н. Голицына во время его заграничной поездки, руководил его воспитанием, образованием и культурным досугом. В будущем племянник пойдёт по стопам своего выдающегося дяди и станет в 1796 г. тайным советником и куратором Московского университета, а после его смерти — первым биографом И.И. Шувалова.
В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки сохранились два собрания писем: И.И. Шувалова к сестре Прасковье и Н.Ф. Голицына к И.И. Шувалову. На основе данных источников я постараюсь проанализировать взаимоотношения между дядей и племянником, оценить влияние, которое оказал на Н.Ф. Голицына И.И. Шувалов, определить тот вклад обоих, который они внесли в развитие Московского университета в последнем десятилетии XVIII в.
Тезисы доклада:
В докладе пойдет речь о И.И. Шувалове – основателе художественного собрания Академии художеств, в 1758 году передавшего коллекцию из 100 живописных произведений мастеров разных европейских школ, положив этим начало существованию музея.
Именно Иван Иванович Шувалов определил источники дальнейшего пополнения коллекции: дары частных лиц, лучшие работы учеников и педагогов самой Академии. Эти источники позволили академическому музею расшириться и собрать великолепную коллекцию, заняв в концу XIX века второе место после Эрмитажа по богатству и разнообразию произведений искусства.
Участники конференции «К 295-летию со дня рождения И.И. Шувалова: на службе культуры и Отечества».