Фонд №25

Архив И.Е. Репина
О художнике в заметках и фотографиях



НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1665. Ф.71.

Репин был на редкость прямолинейным и откровенным человеком. Когда к нему приехал один из петербургских формалистов и пригласил его на свою выставку (т.н. «Салон Издебского»), Репин буквально рассыпался в любезностях, не знал куда посадить гостя. Репин приехал на выставку. Но стоило ему посмотреть бегло на несколько архи-формалистских полотен, как на весь зал раздался его яростный крик…»

К.И. Чуковский «Репин как человек и художник»

НА РАХ. Ф.25 Оп.1 Д.1672.

В Финляндии в своем имении «Пенаты» Репин прожил около 30 лет. Здесь написан им ряд крупнейших его произведений, портреты академика Павлова, Бехтерева, артистов Шаляпина, Самойлова, Яворской и многих других».

И.А. Бродский. Ш.Н. Меламуд

НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669.

В течение многих лет по «средам» у Репина часто собирались Горький, Стасов, Морозов, Вера Фигнер — цвет русской интеллигенции того времени — и многие его друзья — художники, композиторы, ученые…»

И.А. Бродский. Ш.Н. Меламуд

НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669.

НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1665. Ф.30.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1665. Ф.30.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1665. Ф.70.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1665. Ф.70.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1665. Ф.160.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1665. Ф.160.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1664. Ф.75.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1664. Ф.75.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1664. Ф.68.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1664. Ф.68.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1671. Ф.64.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1671. Ф.64.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1665. Ф.38.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1665. Ф.38.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1665. Ф.57.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1665. Ф.57.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1665. Ф.28.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1665. Ф.28.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1.
НА РАХ. Ф.25. Оп.2. Д.620. Л.2.


«Среда — день Репина: к нему тянутся не только из близкого Петербурга, но и из Выборга, да и из Гельсингфорса, да и из-за границы.

В среду тихие «Пенаты» оживали, хозяин их принимал всех гостей сам. Помогала ему дочь его Вера Ильинишна. Много друзей, художников, знакомых, но многое множество и впервые приходящих к Репину посмотреть, как живет прославленный художник русский, и как и над чем работает.

Посмотреть в «Пенатах» было что: имение большое, раскидистое и с «источником жизни» — ключевая холодная чистая вода, и с прудом, полным белых уток (любил Репин свою живность) и с «Чугуевской горкой» и с «Гефсиманией». Яблони сам насажал и очень гордился первым урожаем сочных, краснощеких яблок.

И дом со всеми пристройками был совсем необычным домом: комнат было в нем много, но двух одинаковых не было. Одна — выше, другая ниже; та о четырех углах, эта — о шести; наверх и по главной лестнице из большой передней — ход по крутой лесенке, затерявшейся где-то в уголке малой комнаты.

Внизу кабинет светлый, весь в стенах стеклянных со сплошными книжными полками под длинными подоконниками, и с массой статуэток и скульптур Антокольского (большого друга Репина), Гинцбурга и… самого Репина; со столом посреди комнаты на небольшом возвышении. Уже в этом кабинете можно было смотреть и смотреть долгие часы не все те художественные ценности, которых было здесь так много…»

Владимир Зеелер,
«Последние новости», Париж 1936 год.
НА РАХ, Ф.25. Оп.1. Д.1666. Ф.67.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1 об.







«Во Всероссийскую академию художеств привезены полотна, документы и архив знаменитого русского живописца И. Е. Репина. Они были найдены молодыми научными сотрудниками академии
Ш. Н. Меламудом и И. А. Бродским в доме художника в Куоккала. Многочисленные эскизы, этюды, рисунки и письма систематизированы и приготовлены к обозрению…»

НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1666. Ф.18.
Все ценности «Пенатов» сейчас взяты на учет Академией художеств, а дом и мастерская художника временно опечатаны. Желание Репина исполнится — «Пенаты» будут принадлежать Всероссийской академии художеств.

И.А. Бродский. Ш.Н. Меламуд

НА РАХ. Ф.25 Оп.1 Д.1669.


«23 мая в 12 часов дня в Академии художеств открылась выставка картин, рисунков и архива художника И. Е. Репина, привезенных в Ленинград из Куоккала.

В первый день на выставке побывало более 500 человек.

Люди рассматривают дорогие им реликвии великого русского художника. Интересен портрет жены Ильи Ефимовича — Нордман-Северовой, маленький изящный этюд академика Павлова и другие».
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.1 об.
НА РАХ. Ф.25. Оп.1. Д.1669. Л.2.


«Внимание всех присутствующих привлекает автопортрет художника, исполненный им в 1920 году. Здесь же лежит его знаменитая большая палитра, которую он во время работы носил на поясе, и длинные репинские кисти, их 45 штук…»
НА РАХ. Ф.25 Оп.1. Д.1669 Л.6 об.
НА РАХ. Ф.25 Оп.1. Д.1669 Л.6 об.


Материал подготовлен начальником Отдела негативов и фоторепродукций Водостоевой Е.Н.