Впечатления очевидца




К 155-летию художника

Ивана Алексеевича Владимирова

.

.

.

.

.

.

Иван Алексеевич родился 10 января 1870 года (29 декабря 1869 года по старому стилю) в Вильно.
Отец будущего художника - из священнослужителей, учитель русского языка, мать - англичанка, акварелист, учитель Виленского женского института. Мальчик свободно говорил на русском и английском языках, владел французским.
Первое образование Иван получил в Виленском реальном училище,
после учился в Железнодорожном Техническом училище, посещал занятия в Виленской рисовальной школе.
В 1891 году ушел юнгой в морской поход с дядей по материнской линии - капитаном английского парохода,
который прошел через Атлантический океан и побывал во многих портах Америки.
Вернувшись из похода, Иван поступил в Одесское училище изящных искусств, окончив его в 1982 году с серебряной медалью. Тогда же был принят в класс батальной живописи профессора Б.П. Виллевальде Императорской Академии Художеств,
окончил его в 1897 году с 5 серебряными и малой золотой медалью.
После Академии художеств прошел курс в Археологическом институте, в 1899 году совершил поездку в Палестину и Турцию.
"Интересуясь археологией, я кончил курс в археологическом институте и проводил самостоятельные исследования и раскопки на Северном Кавказе" (из автобиографии Владимирова).
В 1900 году в качестве репортера-баталиста был в Китае во время Боксерского восстания.
В поездке художник выполнял зарисовки быта китайского народа.
В 1902 году как художник-корреспондент журналов "Огонек" и "Нива" поехал в г. Шемаха Бакинской губернии,
где только что произошло землетрясение, разрушившее практически весь город.
В 1904 году Иван Алексеевич отправился на русско-японскую войну, посетил Харбин, Мудкен, Порт-Артур. На положении военного художника-корреспондента
встречался с живописцем В.В. Верещагиным и адмиралом
С.О. Макаровым.
Карта театра военных действий русско-японской войны на почтовой открытке/Автор неизвестен. Открытые источники

В 1905 году, вернувшись в Петербург, Иван Алексеевич, часто посещавший собрания и забастовки на фабриках и заводах города, стал очевидцем расстрела демонстрации перед Зимним дворцом, вошедшей в историю как "Кровавое воскресенье". Об этом событии он также оставил воспоминания (НА РАХ Ф.33, оп.1, ед.хр.17, лл.24-28).


"За иллюстрации революционных событий я скоро попал под надзор полиции, а за картину "Арест студента" был арестован и посажен в тюрьму, после чего был лишен выезда из города на два года".

из автобиографии И.А. Владимирова (НА РАХ Ф.33, оп.1, ед.хр.17)

Любопытный факт - по одному из свидетельств тело повешенного Георгия Гапона, организатора массового шествия рабочих 9 января, было обнаружено Иваном Алексеевичем и его приятелем Николаем Ивановичем Кравченко, которые в тот день в Озерках искали летнюю дачу в аренду.

В 1910 году Иван Алексеевич Владимиров участвовал в организации большой выставки русских художников в Лондоне,
продолжая активно сотрудничать с журналами "Нива", "Огонёк", "Лукоморье", лондонским журналом "График" (“The Graphic”); также он работал для выставок "Весенняя", "Академическая", "Акварельная".
В 1912 году, с началом Болгаро-турецкой войны, Владимиров уехал в действующую болгарскую армию,
где пробыл 6 месяцев и собрал массу материала, по которому написал несколько картин - "Пленные турки", "На нож" и другие.
В 1914 году отправился на Западный и Юго-западный фронты Империалистической (Первой мировой) войны.
На основе своих репортерских зарисовок, акварелей и фотоснимков Владимиров создал некоторое количество плакатов и открыток патриотического характера, которые печатали "Нива", "График", французский журнал "Иллюстрасьон".
В 1915 году в зале Общества поощрения художеств состоялась большая индивидуальная выставка работ художника,
на которой были представлены картины, эскизы и этюды. Доходы в это время позволили Владимирову построить большой дом с мастерской на улице Большая Гребецкая (ныне Пионерская).
В феврале 1917 года И.Е. Репин, В.Е. Маковский и Н.Н. Дубовской представили Владимирова к званию "академика",
а в конце месяца начались массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат...
Митинг в гренадерских казармах, 1917 год
из фондов НА РАХ

"... 27 февраля весь народ вышел на улицы... Запылали полицейские участки, открылись тюрьмы, и весь город закипел революцией <...>. Сидеть сложа руки я не мог и в первых числах марта поступил простым милиционером <...>. Удостоверение №6656 и нарукавная повязка хранятся у меня. Сделавшись законным милиционером , я исполнял все поручения и наряды, много раз мне приходилось стоять с винтовкой в руке на дежурстве у Дворца Кшесинской <...> В октябрьские дни участвовал в осаде Зимнего дворца и конвоировал на грузовиках арестованных царских генералов и царских сановников правительства Керенского".

из автобиографии И.А. Владимирова (НА РАХ Ф.33, оп.1, ед.хр.17)

Во время службы в милиции 1917 - 1918 годов художник всегда носил с собой альбом для зарисовок. Он сделал множество набросков, ставших основой для будущих картин. Возвращаясь со службы, Владимиров обдумывал сюжеты и дополнял их. Так у него накопился обширный документальный материал, отражающий эпизоды революционной борьбы в Петрограде.

Дети на улице 25 октября (Невском проспекте),
автор неизвестен.
Из фондов НА РАХ
В 1919 году Владимиров перешел на железнодорожную службу, где провел два года,
а затем некоторое время работал в Железнодорожном лесозаготовительном комитете.
В 1922 году Иван Алексеевич начал педагогическую деятельность в Художественно-промышленном техникуме и в школе фабрично-заводского ученичества ("Фабзавуч") завода "Красное знамя",
преподавал рисование, живопись, перспективу.
В 1924 году был избран в Ленинградский Городской Совет Трудящихся, где состоял до 1929 года.
В это время он пишет много картин по заказам Ленинградского, Московского и региональных музеев Революции и для выставок Реввоенсовета, работает для книг "История Гражданской войны", "История фабрик и заводов".
День советской пропаганды.
Автор неизвестен.
Из фондов НА РАХ.
В 1935 году художник едет сначала в Пермь, а затем в Уфу,
где собирает материалы для картин "Взятие Перми Красными войсками" и "Взятие Уфы Красными войсками".
В 1939 году работает над огромной копией картины "Расстрел рабочих 9 января 1905 года",
которая предназначается для советского павильона Всемирной выставки в Нью-Йорке.
В годы Великой Отечественной войны, приняв решение остаться в блокадном Ленинграде, исполняет плакаты и акварельные зарисовки для издательства "Искусство", пишет картины "Бой за Тихвин", "Бой на улицах Берлина",
ведет дневник в тяжелейших условиях голода, под обстрелами, хоронит жену и дочь, переносит цингу, ждет вестей от сына Евгения, сражающегося в рядах Красной армии.
27 февраля 1945 года по случаю 75-летия художника и к 50-летию его творческой деятельности в Ленинградском Союзе Советских художников проходит торжественное заседание.
В марте 1945 года художник получает Орден Трудового Красного Знамени, а через несколько месяцев - звание "Заслуженного деятеля искусств". Возвращается с фронта в Ленинград сын. Война заканчивается Великой Победой советского народа.
Приглашение на торжественное заседание, посвященное 75-летию И.А. Владимирова и 50-летию его творческой деятельности, 27 февраля 1945 года.
НА РАХ Ф.33, оп.1, ед.хр.17, л.78

Иван Алексеевич Владимиров ушел их жизни 14 декабря 1947 года и был похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Статья подготовлена начальником Отдела негативов и фоторепродукций Е.Н. Водостоевой и архивистом Отдела негативов и фоторепродукций М.А. Козловой.