К 165-летию со дня рождения


Антона Павловича Чехова

"Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества.

Мне он казался несокрушимым силачом по складу тела и души".

И.Е. Репин

Михаил Константинович Аникушин. Проект памятника А.П. Чехову в Москве.
НА РАХ II-104539
Михаил Константинович Аникушин. Проект памятника А.П. Чехову в Москве.
НА РАХ II-104541

В честь дня рождения русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова архивисты Научно-справочного отдела негативов и фоторепродукций выбрали несколько особенно интересных иллюстраций к его произведениям.

Каштанка

...В комнатке было тихо, темно и очень душно. Кусались блохи. Тетка раньше никогда не боялась потемок, но теперь почему-то ей стало жутко и захотелось лаять. В соседней комнате громко вздохнул хозяин, потом, немного погодя, в своем сарайчике хрюкнула свинья, и опять всё смолкло. Когда думаешь об еде, то на душе становится легче, и Тетка стала думать о том, как она сегодня украла у Федора Тимофеича куриную лапку и спрятала ее в гостиной между шкапом и стеной, где очень много паутины и пыли. Не мешало бы теперь пойти и посмотреть: цела эта лапка или нет? Очень может быть, что хозяин нашел ее и скушал. Но раньше утра нельзя выходить из комнатки — такое правило. Тетка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро...

...Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком. Лука Александрыч покачивался и инстинктивно, наученный опытом, старался держаться подальше от канавы.— В бездне греховней валяюся во утробе моей... — бормотал он. — А ты, Каштанка, — недоумение. Супротив человека ты всё равно, что плотник супротив столяра.


Рядом с ним шагал Федюшка в отцовском картузе. Каштанка глядела им обоим в спины, и ей казалось, что она давно уже идет за ними и радуется, что жизнь ее не обрывалась ни на минуту.Вспоминала она комнатку с грязными обоями, гуся, Федора Тимофеича, вкусные обеды, ученье, цирк, но всё это представлялось ей теперь, как длинный, перепутанный, тяжелый сон...



Пластов А.А. Иллюстрация. к рассказу А.П.Чехова "Каштанка".
НА РАХ II-67849

Дмитрий Николаевич Кардовский (1846-1943) - выпускник Высшего художественного училища при Императорской Академии Художеств 1902 года, воспитанник Б.П. Виллевальде и В.П. Верещагина. С 1894 года вольнослушатель в мастерской И.Е. Репина, обучался у П.П. Чистякова. С 1907 года руководитель собственной живописной мастерской. Много занимался книжной и журнальной графикой. Сделал углем и тушью иллюстрации к "Каштанке" в 1903 году.

Злоумышленник

...Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесанных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос...

Иллюстрации к рассказу "Злоумышленник". Слева - Кукрыниксы (НА РАХ II-45636), справа - А.А. Пластов (НА РАХ II-332468 ),

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) - лауреат Сталинской премии первой степени (1946) и Ленинской премии (1966). Ученик А.М. Корина, А.М. Васнецова, А. Е. Архипова. Иллюстрировал "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, "Мороз, Красный нос" Н. А. Некрасова, рассказы А.П. Чехова.

Дама с собачкой

...Вечером, когда немного утихло, они пошли на мол, чтобы посмотреть, как придет пароход. На пристани было много гуляющих; собрались встречать кого-то, держали букеты. И тут отчетливо бросались в глаза две особенности нарядной ялтинской толпы: пожилые дамы были одеты, как молодые, и было много генералов.


По случаю волнения на море пароход пришел поздно, когда уже село солнце, и, прежде чем пристать к молу, долго поворачивался...

Кукрыниксы. Эскиз текстовой иллюстрации к рассказу А.П.Чехова "Дама с собачкой".

НА РАХ II-16894

...В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас... Подошел какой-то человек — должно быть, сторож, — посмотрел на них и ушел. И эта подробность показалась такой таинственной и тоже красивой. Видно было, как пришел пароход из Феодосии, освещенный утренней зарей, уже без огней...

...Уже начались морозы. Когда идет первый снег, в первый день езды на санях, приятно видеть белую землю, белые крыши, дышится мягко, славно, и в это время вспоминаются юные годы. У старых лип и берез, белых от инея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы, и вблизи них уже не хочется думать о горах и море...

В 1945 - 1946 годах Кукрыниксы (Михаил Васильевич Куприянов (1903-1991), Порфирий Никитич Крылов (1902-1990), Николай Александрович Соколов (1903-2000) по заказу Государственного издательства художественной литературы создали серию иллюстраций к рассказу Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой». Книга вышла в 1948 году с 36 гравюрами А.Н. Павлова по рисункам художников.

Аникушин М.К. - скульптор, Михайлов С.Л. - архитектор Проект памятника А.П.Чехову для Москвы.
НА РАХ II-104540

Дочь Альбиона

...Мисс Тфайс хладнокровно переменила червячка, зевнула и закинула удочку. Отцов отвернулся. Грябов отцепил крючок, окунулся и с сопеньем вылез из воды. Через две минуты он сидел уже на песочке и опять удил рыбу....

Иллюстрации к рассказу "Дочь Альбиона". Слева - Кукрыниксы (НА РАХ II-30862), справа - Д.А. Дубинский (НА РАХ II-16452, II-16453)

Давид Александрович Дубинский (1920—1960) , получивший первую премию на Всесоюзном конкурсе карикатуристов-любителей в 16 лет, сотрудничал с журналом "Крокодил". Учился в МГАХИ имени В. И. Сурикова, откуда ушел добровольцем на фронт. После окончания Великой Отечественной войны вплотную занялся книжной графикой. Выполнил иллюстрации к нескольким произведениям Чехова: "Дом с мезонином" (1954), "Человек в футляре" (1957), к сборнику "Пёстрые рассказы" (1958), среди которых "Дочь Альбиона".

Тоска

Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...

Иллюстрации А.А. Платова к рассказу "Тоска"(НА РАХ II-25639, II-67856, II-40786).

Дом с мезонином

...Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в старых амосовских печах, а во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались молнией...

Дубинский Д.А. Иллюстрации к рассказу "Дом с мезонином".
"Мисюсь" (НА РАХ II-32245 ), " За чаем, за ужином " (II-11429), "Вечерняя прогулка" (II-30981),
"Поцелуй" II-11429, "Мисюсь плачет" II-32244, "Мисюсь уехала" II-11427.

...Для меня, человека беззаботного, ищущего оправдания для своей постоянной праздности, эти летние праздничные утра в наших усадьбах всегда были необыкновенно привлекательны. Когда зеленый сад, еще влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым, когда около дома пахнет резедой и олеандром, молодежь только что вернулась из церкви и пьет чай в саду, и когда все так мило одеты и веселы, и когда знаешь, что все эти здоровые, сытые, красивые люди весь длинный день ничего не будут делать, то хочется, чтобы вся жизнь была такою. И теперь я думал то же самое и ходил по саду, готовый ходить так без дела и без цели весь день, все лето...

Аникушин М.К. - скульптор,
Михайлов С.Л. - архитектор.
Проект памятника А.П.Чехову для Москвы.
НА РАХ II-104543

В овраге

...Солнце уже зашло, и над рекой, в церковной ограде и на полянах около фабрик поднимался густой туман, белый, как молоко. Теперь, когда быстро наступала темнота, мелькали внизу огни и когда казалось, что туман скрывает под собой бездонную пропасть, Липе и ее матери, которые родились нищими и готовы были прожить так до конца, отдавая другим всё, кроме своих испуганных, кротких душ, — быть может, им примерещилось на минуту, что в этом громадном, таинственном мире, в числе бесконечного ряда жизней и они сила, и они старше кого-то; им было хорошо сидеть здесь наверху, они счастливо улыбались и забыли о том, что возвращаться вниз все-таки надо...

Иллюстрации к рассказу "В овраге" А.А. Пластова, 1954 год
НА РАХ II-45645, II-67842

Канитель



...На клиросе стоит дьячок Отлукавин и держит между вытянутыми жирными пальцами огрызенное гусиное перо. Маленький лоб его собрался в морщины, на носу играют пятна всех цветов, начиная от розового и кончая темно-синим. Перед ним на рыжем переплете Цветной триоди лежат две бумажки. На одной из них написано «о здравии», на другой — «за упокой», и под обоими заглавиями по ряду имен... Около клироса стоит маленькая старушонка с озабоченным лицом и с котомкой на спине. Она задумалась...

— Я их всех гуртом запишу, — говорит он, — а ты неси к отцу дьякону... Пущай дьякон разберет, кто здесь живой, кто мертвый; он в семинарии обучался, а я этих самых делов... хоть убей, ничего не понимаю.

Дубинский Д.А. Иллюстрация к рассказу А.П.Чехова "Канитель"
НА РАХ II-30987

Мужики

...Свет луны померк, и уже вся деревня была охвачена красным, дрожащим светом; по земле ходили черные тени, пахло гарью; и те, которые бежали снизу, все запыхались, не могли говорить от дрожи, толкались, падали и, с непривычки к яркому свету, плохо видели и не узнавали друг друга. Было страшно. Особенно было страшно то, что над огнем, в дыму, летали голуби и в трактире, где еще не знали о пожаре, продолжали петь и играть на гармонике, как ни в чем не бывало....

Пластов А.А. Иллюстрации к рассказу А.П.Чехова "Мужики" (НА РАХ II-40793, II-45642, II-68850.

Избранные рассказы

Татьяна Владимировна Шишмарева (1905—1995) — советский художник-акварелист, график, книжный иллюстратор, член ЛОСХ. Ее наставниками в живописи были Н.Э. Радлов, М. Добужинский, А. Савинов. С 1926 года работала в "Детгизе" у В.В. Лебедева, затем — на киностудии «Ленфильм». Автор иллюстраций к произведениям О. Бальзака, Ч. Диккенса, Р.-Л. Стивенсона, А.С. Пушкина («Пиковая дама»), А.С. Грибоедова («Горе от ума»), прозе Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, А.И. Куприна, М. Горького и др.

Новая дача

В трех верстах от деревни Обручановой строился громадный мост. Из деревни, стоявшей высоко на крутом берегу, был виден его решётчатый остов, и в туманную погоду и в тихие зимние дни, когда его тонкие железные стропила и все леса кругом были покрыты инеем, он представлял живописную и даже фантастическую картину. Через деревню проезжал иногда на беговых дрожках или в коляске инженер Кучеров, строитель моста, полный, плечистый, бородатый мужчина в мягкой, помятой фуражке; иногда в праздники приходили босяки, работавшие на мосту; они просили милостыню, смеялись над бабами и, случалось, уносили что-нибудь. Но это бывало редко; обыкновенно же дни проходили тихо и спокойно, как будто постройки не было вовсе, и только по вечерам, когда около моста светились костры, ветер слабо доносил песню босяков. И днем иногда слышался печальный металлический звук: дон... дон... дон...

...Вышли из деревни, и Елена Ивановна остановилась в тени старой рябины, около чьей-то телеги.

— Не обижайся, барыня, — сказал Родион. — Чего там! Ты потерпи. Года два потерпи. Поживешь тут, потерпишь, и всё обойдется. Народ у нас хороший, смирный... народ ничего, как перед истинным тебе говорю. На Козова да на Лычковых не гляди, и на Володьку не гляди, он у меня дурачок: кто первый сказал, того и слушает. Прочие народ смирный, молчат... Иной, знаешь, рад бы слово сказать по совести, вступиться, значит, да не может. И душа есть, и совесть есть, да языка в нем нет. Не обижайся... потерпи... Чего там!


Скульптор Михаил Константинович Аникушин (1917–1997) на протяжении 37 лет работал над образом Чехова для памятника в Москве, но работу не завершил.

Памятник Антону Павловичу был открыт к 100-летнему юбилею Московского Художественного театра 27 октября 1998 года.

Михаил Константинович Аникушин.
Проект памятника А.П. Чехову в Москве.
НА РАХ II-104541

Материал подготовлен архивистами НСО НФ НА РАХ Макаровой Т.Ю. и Козловой М.А.