70 лет
Петербургскому метрополитену
1955 — 2025

15 ноября 1955 года от станции «Автово» до станции «Площади Восстания» отправился первый поезд Ленинградского метрополитена.


10 ноября 2025 года на красную линию вышел памятный состав «История в вагонах», в оформлении которого использованы фотографии из фондов Научного архива РАХ: наборы мозаичных панно для станций, фотопортреты мозаичистов и архитекторов.

Краткая историческая справка
1940-е

21 января 1941 г. в Ленинграде образовано Строительство №5 Народного комиссариата путей сообщения, его начальником назначен Герой Социалистического Труда Иван Георгиевич Зубков, прошедший путь от начальника смены до руководителя шахты при строительстве метро в Москве. Проектное задание предусматривало сооружение первой очереди из 12 станций протяженностью 16,5 км.

В январе 1941 года началась прокладка первой линии – от станции «Автово» за несколько месяцев было прорыто около 700 метров тоннелей, к июню 1941 года были заложены 34 шахтных ствола. Запуск метрополитена был намечен на декабрь 1942 года.

С началом Великой Отечественной войны силы будущего «Ленметростроя» перенаправили на сооружение железнодорожных путей, переправ и оборонительных укреплений на подступах к городу. Заложенные шахтные стволы были законсервированы. После того как Красная Армия отодвинула линию фронта от Ленинграда, метростроевцы занимались восстановлением дорог, туннелей, станционных сооружений, а также обеспечивали город топливом - их силами были построены угольные шахты Комаровского бассейна.

3 декабря 1946 года «Строительство №5 НКПС» было преобразовано в «Ленметрострой». В конце декабря того же года был проведен открытый конкурс на разработку проектов архитектурного оформления пяти станций первой очереди Ленинградского метрополитена: «Московской», «Витебской», «Балтийской», «Кировской», «Нарвской». В конкурсе приняли участие 49 архитекторов, было представлено 38 проектов.
Проекты станции «Балтийская»
НА РАХ. Ф.11. Оп.1. Д.342. Лл.232-239.
Станция «Балтийская»
Архитекторы М.К. Бенуа, А.И. Кубасов, Ф.Ф. Олейник
Станция «Нарвская».

Архитекторы А.В. Васильев, Д.С. Гольдгор,
С.Б. Сперанский.
НА РАХ. I-1151.
1950-е

По инициативе Ивана Георгиевича Зубкова на время Великой Отечественной войны подземные выработки были затоплены водой. Это предотвратило их обрушение и помогло вернуться к строительству метро в кратчайшие сроки: уже 3 сентября 1947 года была возобновлена работа, а 15 ноября 1955 года запущен первый участок Ленинградского метрополитена: поезд отправился со станции «Автово» до «Площади Восстания». Линия связала четыре вокзала города: Балтийский, Витебский, Московский и Финляндский.

Выборгско-Кировская линия (красная) прошла через густонаселенные районы, пересекая город с севера на юг. На маршруте открылись станции «Автово», «Кировский завод», «Нарвская», «Балтийская», «Технологический институт», «Пушкинская», «Владимирская», «Площадь Восстания», «Чернышевская» и «Площадь Ленина».

В 1957 году метростроители проложили первые два тоннеля под Невой.
Проекты станции «Автово»
НА РАХ. Ф.11. Оп.1. Д.342. Лл.232-239.
Станция «Автово»
Архитекторы Е.А. Левинсон, А.А. Грушке
Набор мозаичного панно «Победа» для станции Автово, 1955 год.
НА РАХ. II-7955.
Невский проспект.
Фотограф Стрекалов В.В.
Из фондов НА РАХ.
Фрагменты отчёта мозаичной мастерской за период 1953-1958 гг. о выполнении мозаичных панно для станций ленинградского метрополитена

НА РАХ. Ф.9. Оп.1. Д.143. Лл.1-2.
Мозаичный портрет И.В. Сталина для станции метро «Нарвская». Мозаичная мастерская Академии художеств.
НА РАХ Ф.9. Оп.1. Д.49. Л.2.
Станция «Владимирская»
Архитекторы Г.И. Александров, А.В. Жук, А.И.Прибульский
Набор панно «Изобилие» для станции «Владимирская», 1950-е гг. Авторы эскизов А.А. Мыльников, А.Л. Королев, В.И. Снопов.
НА РАХ. II-7958
В процессе работы над панно «Изобилие», 1950-е гг.
НА РАХ. II-7959
Мастер-мозаичист Тимофеев А.П. за работой над фрагментами панно «Изобилие», 1950-е гг.
НА РАХ. II-7954
Проекты станции «Пушкинская»
НА РАХ. Ф.11. Оп.1. Д.342. Лл.232-239.
Станция «Пушкинская»
Архитекторы Л.М. Поляков и В.А. Петров
Протокол совещания по вопросу изготовления мозаичного панно для вестибюля станции "Финляндский вокзал" от 8 марта 1958 года.

НА рАх. Ф.9. Оп.1 Д.149. Л.1.
«Площадь Ленина» («Финляндский вокзал»)
Архитекторы А.К. Андреев, Ю.Н. Козлов.
НА РАХ. II-13206.
1960-е

В 1961 году вторая линия метрополитена связала южную часть города с Петроградской стороной. Она получила название Московско-Петроградской. 29 апреля того же года открылась первая в мире станция закрытого типа (без боковых посадочных платформ) — «Парк Победы». Решение о её строительстве было принято в рамках постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР об устранении излишеств в проектировании и строительстве, вышедшего в 1955 году и завершившего эпоху советского монументального классицизма.

Станция «Технологический институт» — кросс-платформенный узел, состоит из двух залов: первый открыт 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена, второй зал открыт 11 апреля 1961 года. На синей Московско-Петроградской линии станция была открыта 29 апреля того же года.

В 1967 году была запущена зелёная Невско-Василеостровская линия, состоящая из станций закрытого типа. Вестибюль станции «Гостиный двор» архитекторы А.К. Андреев, Я.Е. Москаленко и инженер С.П. Щукин встроили в Большой Гостиный двор, спроектированный Жан-Батистом Валлен де ла Мотом.

Переписка с заказчиком по ИЗГОТОВЛЕНИЮ мозаичного рельефа для станции метро "Фрунзенская".

НА рАх. Ф.9. Оп.1 Д.197. Л.1.
Проекты станции «Технологический институт»
НА РАХ. Ф.11. Оп.1. Д.342. Лл.232-239.
Станция «Технологический институт»
Архитекторы А.М. Соколов, А.К. Андреев
Жилой дом на Московском проспекте. Архитектор Попов В.В. Фотограф Стрекалов В.В. 1952 г.
НА РАХ. II-60846.
Проекты станции «Московская»
НА РАХ. Ф.11. Оп.1. Д.342. Лл.232-239.
«Маяковская». Архитекторы Ю.В. Билинский,
А.Д. Бочаров, Г.А. Михайлов.
Из фондов НА РАХ.
Переписка с заказчиком по ИЗГОТОВЛЕНИЮ облицованного мозаикой рельефа знамени для станции метро "Маяковская".

НА рАх. Ф.9. Оп.1 Д.256. Л.20.
«Кировский завод» (Кировская).
Архитектор А.К. Андреев.
НА РАХ. I-1147.
1970-е

В 1970-х годах сданы «Елизаровская», «Ломоносовская», «Выборгская», «Лесная», «Площадь Мужества», «Политехническая», «Академическая», «Гражданский проспект» и «Комсомольская» («Девяткино»).
«Площадь Ленина». Архитекторы А.К. Андреев, Ю.Н. Козлов.
НА РАХ. II-13205.
1980-е

Участок длиной 1250 метров между станциями «Черная речка» и «Удельная» метростроевцы прошли за рекордные 30 дней. Сданы в эксплуатацию «Черная речка», «Пионерская», «Удельная», «Озерки», «Проспект Просвещения», «Рыбацкое» и депо «Невское». На четвертой Лахтинско-Правобережной линии открыты станции «Площадь Александра Невского‐2», «Новочеркасская», «Ладожская», «Проспект Большевиков», «Улица Дыбенко».

1990-е

Сданы в эксплуатацию станции «Лиговский проспект», «Достоевская», «Садовая», «Спортивная», «Чкаловская», «Старая Деревня», «Крестовский Остров».
«Площадь Восстания»
Архитекторы Б. Н. Журавлёв, И.И. Фомин, В.В. Ганкевич.
НА РАХ. I-1161.
XXI век

В декабре 2008 году был открыт фрагмент пятой Фрунзенско‑Приморской линии «Звенигородская» - «Волковская» (часть линии эксплуатировалась в составе Лахтинско-Правобережной линии с 1991 года). В марте 2009 года фрагмент был объединен с участком от станции «Комендантский проспект» до станции «Волковская». Построены и сданы электродепо «Выборгское», «Спасская», «Парнас».

27 декабря 2011 года открыта станция «Адмиралтейская», самая глубокая в городе (86 метров). 27 декабря 2024 года открылась станция «Горный институт» на Лахтинско-Правобережной линии, третья на на Васильевском острове.

В настоящее время протяженность путей метрополитена Санкт-Петербурга составляет примерно 125 километров.

Подбор материала - начальник Отдела негативов и фоторепродукций Водостоева Е.Н., сканирование - ведущий архивист НСО НФ Макарова Т.Ю. В подготовке статьи использованы материалы диссертационной работы архитектора-художника Чарнецкого Г.В. под руководством проф. И.И. Фомина (НА РАХ. Ф.11. Оп.1. Д.342. Лл.232-239) и информация из открытых источников.