26 июля 2023 года, Новосибирск
10 октября в Художественном информационном центре Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина состоялась презентация 77 выпуска издания Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов» (АИС) «Петербургские искусствоведческие тетради» (Санкт-Петербург: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2024).
На презентации свою статью из сборника «Потаённое творчество» Николая Чарухина. К 90-летию со дня рождения художника», представила автор – искусствовед Елена Борисовна Чурилова.
Николай Петрович Чарухин (1934–2009) связан с Академией художеств: он учился в Средней художественной школе при ней (СХШ). В Научном архиве РАХ хранится его ученическое дело (НА РАХ Ф.8, Оп.37-1947, Ед.хр.59).
Со временем ставший известным советским плакатистом, Николай Петрович свою оригинальную авангардную живопись при жизни не выставлял, и в настоящее время хранители наследия художника восполняют этот пробел: на 26 декабря 2024 года намечено открытие выставки его работ в Музее петербургского авангарда (Доме М.В. Матюшина). Елена Чурилова, опираясь на общение с наследниками художника, написала одно из первых исследований о его жизни и неофициальном творчестве.
Искусствоведческие интересы автора статьи весьма разнообразны: Елена Борисовна – художник-график, искусствовед, выпускница ФТИИ СПбИЖСиА им. И.Е. Репина, автор книг по истории русского искусства ХIХ-ХХ веков и статей о современном искусстве.
Кроме того, в Научном архиве РАХ Елена Борисовна работала с Фондом №31 «Кружок памяти П.П. Чистякова», в 75 выпуске сборника (ООО «Ассоциация искусствоведов» (АИС). Петербургские искусствоведческие тетради, выпуск 75. Статьи по истории искусства. СПб., 2023) есть её статья, написанная на основе этих материалов (Елена Чурилова. На малой родине большого мастера. По страницам дневника В.М. Фёдорова-Курганова, привезённого из поездки 1928 г. на родину П.П. Чистякова. с. 74-82).
На встрече автор статьи подарила этот сборник для библиотеки НА РАХ. Благодарим Елену Борисовну за публикацию, которая, наверняка, заинтересует исследователей.
14.10.2024
Музей обороны и блокады Ленинграда в 2024 году отмечает 80-летие. Кроме того, в этом году исполняется 120 лет со дня рождения первого директора Музея обороны Ленинграда Л.Л. Ракова, 35 лет с момента возрождения музея, 100 лет со дня рождения первого директора возрожденного музея Л.Н. Беловой. К этим памятным датам в Санкт-Петербурге прошел ряд торжественных мероприятий.
4 сентября в Театре музыкальной комедии губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов поздравил работников музея и вручил им памятные награды, а артисты театра исполнили для гостей мероприятия музыкальную фантазию на тему легендарной блокадной премьеры – спектакля «Раскинулось море широко», впервые показанного ленинградцам в осажденном городе в 1942 году. Стендовая экспозиция и документальный фильм, рассказывающие о работе музея, были представлены в розовом фойе театра.
10 сентября в Музее обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке состоялась торжественная презентация юбилейного издания «Городу и людям: К 80-летию Музея обороны Ленинграда», выпущенного музеем при участии петербургских коллег, в числе которых Научный архив РАХ. Для сборника была подготовлена статья, рассказывающая об уникальных фотоснимках выставки «Героическая оборона Ленинграда» 1944 года из коллекции НСО НФ НА РАХ, и об их авторе – фотографе Сергее Гавриловиче Гасилове, основателе фотолаборатории ВАХ. Сборник представила редактор и составитель Юлия Львовна Буянова, начальник научно-просветительского отдела музея.
Директор НА РАХ Георгиевская Лариса Сергеевна дала большое интервью, в котором рассказала о работе над сборником, о творческой деятельности С.Г. Гасилова и о комплектовании личных архивов, об использовании архивных документов студентами Университета кино и телевидения.
8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось блокадное кольцо, прорванное 18 января 1943 года. 27 января блокада города была окончательно снята. Подвигу сотрудников Академии художеств в это тяжелое время посвящён виртуальный проект Музея Академии художеств и Научного архива РАХ «Их памяти, живущий, поклонись».
11.09.2024
5 сентября в часовне-музее храма Воскресения Христова Государственного музея «Исаакиевский собор» состоялся вернисаж выставки «Реквием по храму», приуроченной к 130-летию закладки и 100-летию утраты храма святого Александра Невского в Варшаве. Проект призван воздать должное выдающемуся шедевру русского зодчества конца XIX – начала XX века.
Из Научного архива РАХ на выставку были переданы дневник В.В. Беляева по росписи алтарей Варшавского собора, эскизы Н.Н. Харламова, привлеченного к созданию мозаик, записная книжка Л.Н. Бенуа с заметками о строительстве и принадлежавший ему альбом с подборкой газетных статей, счета и проспекты фирмы «Швейкерт» за поставку минеральных красок в Варшаву. Из Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля привезли два эскиза ангелов, выполненных В.М. Васнецовым. Собор Покрова Пресвятой Богородицы города Барановичи Брестской области передал уцелевшие фрагменты мозаик. Кроме того, в часовне представлены уникальные фотографии, сделанные в день освящения собора – 20 мая 1912 года (из собрания В.А. Фролова).
До 27 октября 2024 года, Набережная канала Грибоедова, 2А.
06.09.2024
На выставке, посвященной 215-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, представлены эскизы и фотографии мозаик, заказ на выполнение которых поступил в восстановленную усилиями Владимира Александровича Фролова Мозаичную мастерскую Академии художеств в 1935 году.
Мозаичный фриз предназначался для фасада нового здания театра В.Э. Мейерхольда по проекту А.В. Щусева в Москве. Мозаики, изображающие персонажей и отдельные сцены из пьесы «Ревизор» Н.В. Гоголя, были частично набраны в 1935—1936 годах, но не установлены, так как проект театра не был осуществлен.
Научный архив Российской академии художеств подготовил и предоставил для выставки электронные копии фотографий, на которых запечатлён процесс набора в Мозаичной мастерской. Также были предоставлены цифровые копии цветных фотографий мозаик с портретами героев пьесы, хранящиеся в Отделе негативов и фоторепродукций с произведений изобразительного искусства НА РАХ.
До 17 ноября 2024 года, площадь Искусств, 3.
Больше узнать о работе мастеров-мозаичистов можно в статье «Мозаичная мастерская Академии художеств».
26.08.2024
24 августа 2024 года в рамках Арктического салона, рассказывающего о роли Петербурга в освоении и развитии Крайнего Севера, была прочитана лекция «Академия Художеств — Северный полюс — Ванкувер», посвящённая удивительной истории о том, как жизнь ленинградского художника, выпускника Российской академии художеств Стефана Ковзалина была связана с Арктикой. О женитьбе Ковзалина на троюродной правнучке исследователя Крайнего Севера Татьяне Русановой и написании картины об арктическом перелете Чкалова рассказали специалист Научного архива РАХ Наталья Чёрная и дочь художника Мария Ковзалина.
Организатор мероприятия – Комитет Санкт‑Петербурга по делам Арктики.
Больше узнать о жизни и судьбе художника и фронтовика можно в статье Возвращая забытые имена. О жизни и творчестве Стефана Григорьевича Ковзалина. К 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
24.08.2024
С 1 по 26 июля Научный архив РАХ принимал в своих отделах студентов I курса бакалавриата Факультета теории и истории искусств, прибывших для прохождения практики по специальности «Основы архивного дела».
За четыре недели практиканты познакомились с историей архива и его структурой, изучили методы работы архивистов, получили представление о взаимодействии с различными типами документов, освоили особенности каталогизации, приобрели практические навыки работы в Библиографическом отделе и Научно-справочном отделе негативов и фоторепродукций.
В целях повышения уровня знаний об архивно-музейном сотрудничестве будущие искусствоведы посетили Мемориальную экспозицию «Чтобы помнили…» в подвальных помещениях Исаакиевского собора, вернисаж выставки «Спасти сегодня, увидеть завтра» в Нарвских Триумфальных воротах, для которой НА РАХ предоставил документы из личного фонда скульптора и реставратора Игоря Всеволодовича Крестовского и фотографии военного времени, выполненные С.Г. Гасиловым, с личным фондом которого им пришлось немного поработать, а также побывали на экскурсии в Мозаичной мастерской при Российской академии художеств.
Студенты отнеслись к практике очень серьезно, добросовестно выполняли все задания и в результате получили оценки «отлично», а Научный архив внес свой вклад в подготовку будущих квалифицированных специалистов. Куратором практики от НА РАХ выступила ведущий архивист Отдела негативов и фоторепродукций с произведений изобразительного искусства Макарова Таисия Юрьевна.
26.07.2024
Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения Виктора Иннокентьевича Плотникова (1925 - 1978), художника, исследователя, общественного деятеля. На выставке представлены рисунки и акварели из Петербургского цикла начала 1950 годов, их сюжеты связаны с темой дипломной работы «Жилая архитектура Ленинграда/Петербурга конца XVIII века и первой трети XIX века», которую Плотников, тогда студент факультета теории и истории искусства Института живописи скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, защитил в 1954 году с отличием. В будущем В. И. Плотников стал профессором института, доктором искусствоведения, председателем секции критики и искусствоведения Ленинградской организации Союза художников СССР.
Акварель Плотникова «Дом Суханова» (наб. реки Пряжки, 50) сопровождается архивной ссылкой на отзыв оппонента его дипломной работы Л. А. Медерского, заведующего научно-методическим сектором ГИОП в 1954 г. о том, что исследование дипломанта позволило поставить под госохрану этот неучтенный архитектурный объект (НА РАХ Ф.7 Оп.7/1945 Ед.хр.151 Л.115), что является важным документальным свидетельством открытия Виктора Иннокентьевича Плотникова.
Произведения Плотникова интересны как документы послевоенного десятилетия. На рисунках запечатлены навсегда ушедшие в прошлое объекты: деревянный мост через Зимнюю канавку у дворца А. А. Аракчеева (Наб. р. Мойки, д. 35); поленницы дров и сараи в петербургских дворах; набережные города, хранящие следы минувшей войны. Примечателен вид утраченных в 1960-е годы трёхъярусных галерей во дворе дома Голубиных на углу Среднего проспекта и Кадетской линии Васильевского острова.
Выставка завершилась 11 августа 2024 года.
25.07.2024
3 июля на площади Стачек, 1 открылась выставка о спасении ленинградских монументов. Экспозиция освещает укрытие памятников во время блокады города и их послевоенное восстановление, рассказывает о людях, благодаря мужеству которых оказалось возможным сохранение скульптурного и архитектурного наследия.
В выставочном зале Нарвских Триумфальных ворот представлены материалы из фондов Государственного музея городской скульптуры, в коллекцию которого входят многие известные всем памятники: Петру I, Николаю I, В.И. Ленину у Финляндского вокзала С.М. Кирову и другие.
Научный архив Российской академии художеств предоставил документы и фотографии из личного фонда скульптора и реставратора И. В. Крестовского, руководившего работами по укрытию всех скульптурных памятников Ленинграда, и фотографии руководителя фотолаборатории ВАХ С. Г. Гасилова, производившего фотофиксацию процессов укрытия.
До 13 октября 2024 года.
12.07.2024
27 июня в Голубом зале Музея Академии художеств прошло открытие выставки «Школа юных дарований», приуроченной к 90-летию создания Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея им. Б. В. Иогансона.
В 1934 году Сергей Миронович Киров предложил организовать первую в СССР Начальную школу рисования и лепки. Вскоре она была преобразована в художественную Школу юных дарований, затем в Среднюю художественную школу (СХШ). Учащимися были по большей части сироты и дети из семей рабочих и крестьян. Продолжительность обучения составляла четыре года. В программу входили: рисунок, живопись, лепка и беседы по истории искусств. Первый выпуск состоялся в 1939 году.
В 1973 году Ленинградской средней художественной школе при институте им. И. Е. Репина Академии художеств СССР было присвоено имя Б.В. Иогансона.
Учениками «Школы юных дарований» были М.К. Аникушин, Ю.Н. Тулин, А.П. Левитин, И.А. Раздрогин, В.Ф. Загонек, Ю. Богаткин, А.К. Соколов, Е.Д. Мальцев, Л.Е. Кербель, Ю.И. Пенушкин, В.С. Песиков, Э. Неизвестный, В.Э. Горевой, С.А. Кубасов, И.Г. Уралов, А.А. Пахомов, М.М. Шемякин и другие.
На выставке были представлены ученические работы В.С. Песикова, В.Ф. Загонека, И.С. Глазунова, А.П. Левитина, Д.Г. Обозненко и А.В. Орешникова. Научный архив РАХ предоставил цифровые копии фотографий Бориса Владимировича Иогансона за работой и с выпускниками.
27.06.2024
В №1 (81) / 2024 номере журнала «Русское искусство» 2024 года вышла статья искусствоведа и писателя Владимира Вячеславовича Васильева о незаслуженно забытом художнике, представителе Ленинградской школы печатной графики, Владимире Александровиче Успенском (1892-1956). Особенно выделяется серия его работ, посвященная блокадному городу. Текст В.В. Васильева – первый документально подтвержденный очерк о жизни и творчестве мастера. Материалы из собрания Научного архива РАХ (где хранится личное дело В.А. Успенского) помогли автору в его исследовательской работе.
Экземпляр журнала с дарственной надписью был передан Владимиром Вячеславовичем в библиотеку архива.
20.06.2024
19 июня 2024 года коллеги из музея Нарвская застава посетили Санкт-Петербургскую академию художеств им. И. Репина. Целью визита было стремление «вживую» познакомиться с картиной «Первое торжественное собрание Академии художеств 28 июня 1765 года» художника Валерия Ивановича Якоби. На картине изображены восседающая на троне императрица Екатерина II, приветствующие её академики, вельможи и статс-дамы. Первая по левую руку от государыни – княгиня Екатерина Романовна Дашкова.
Об истории создания картины и персонах, изображенных на ней, в рамках экскурсии рассказала заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, искусствовед Вероника-Ирина Траяновна Богдан.
Особую благодарность в организации встречи и экскурсии коллеги выразили директору Научного архива РАХ Ларисе Сергеевне Георгиевской и начальнику Библиографического отдела Марине Викторовне Завариной.
19.06.2024
10 июня 2024 года в рамках исследовательской работы над будущей монографией Научный архив РАХ посетили коллеги из Таганрога – начальник отдела внешних связей городской администрации Александр Викторович Миргородский и заведующая отделом «Градостроительство и быт» Таганрогского государственного литературного и историко-архивного музея-заповедника Марианна Евгеньевна Григорян. Исследователи ознакомились с архивными материалами, касающимися профессиональной деятельности Якова Осиповича Рубанчика, архитектора, художника, исследователя, уроженца г. Таганрог.
Марианна Евгеньевна, кандидат искусствоведения и выпускница Академии художеств, с благодарностью за помощь в работе передала в дар Научному архиву ценное издание, результат ее многолетних научных трудов – монографию «Таганрог. История архитектуры и градостроительства конца XVII – начала XX века» (в соавторстве с Виктором Константиновичем Решетниковым; Таганрог, 2023). Книга посвящена истории архитектуры и строительства города с момента его основания до Октябрьской революции.
10.06.2024
Выставка «Война снаружи – мир внутри» в Библиотеке «Музей книги блокадного города» при участии Научного архива РАХ
27 мая 2024 года в Библиотеке «Музей книги блокадного города» состоялось открытие выставки «Война снаружи – мир внутри: живопись фронтовых художников». Авторы представленных работ – представители трех поколений участников военных конфликтов: Стефан Григорьевич Ковзалин – ветеран Великой Отечественной войны, Сергей Маркович Опульс – ветеран Афганской войны, Юрий Евгеньевич Сивачев – участник Специальной Военной Операции. Посетители выставки смогут также ознакомиться с фронтовыми письмами, наградами и другими документальными свидетельствами боевого пути художников.
27 мая - 27 июня 2024 года,
пр. Юрия Гагарина д. 17, Санкт-Петербург
Вход свободный
При поддержке:
28.05.2024
Античное поселение Варваровка I в Нижнем Побужье: материалы раскопок 1938-1939 гг. : [монография]
В коллективной монографии впервые публикуются полевые материалы довоенных исследований античного поселения Варваровка I, расположенного в границах современного г. Николаев. В работе восстановлены основные этапы истории изучения памятника. Предложена научная реконструкция археологического ландшафта объекта. Выясняется место Варваровского поселения в круге синхронных древностей.
Для подготовки издания Научный архив РАХ предоставил авторам-составителям личное дело и фотопортрет Евгении Михайловны Захаровой, два отчета о летней производственной практике, а также отчет руководителя практики Павла Николаевича Шульца (НА РАХ Ф.7. Оп.7. Д.39). В течение двух лет, в 1939-1940 годах, Е.М. Захарова принимала участие в работах Варваровского отряда Ольвийской археологической экспедиции.
Археологические памятники Северного Причерноморья; 7 ISBN 978-5-6049788-8-7
20.05.2024
Виртуальный выставочный проект РОСФОТО, приуроченный Ко Дню Победы, при участии Научного архива РАХ
К 79-й годовщине Дня Победы в Великой Отечественной войне Музейно-выставочный центр РОСФОТО подготовил онлайн-выставку «Лицо Блокады». Выставка освещает подвиг ленинградских фотожурналистов, запечатлевших фронтовые будни и страшные картины повседневной жизни в осажденном городе.
Впервые проект представляет работы основателя фотолаборатории Академии художеств Сергея Гасилова (фотографии из фондов Научного архива РАХ), хронику блокады Ленинграда в репортажных снимках Бориса Кудоярова, корреспондентов ТАСС и «Ленинградской правды», а также любительские фотографии и фрагменты дневников их авторов. Кроме того, экспозиция включает работы экспозиции «Героическая оборона Ленинграда», открытой в годы Великой Отечественной войны.
09.05.2024
«На службе отечеству. Василий Кирьянов»
25 апреля в 15:00 в Научной библиотеке Российской Академии художеств состоялась презентация книги об известном сибирском художнике, выпускнике Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (мастерская А.А. Мыльникова) В.Г. Кирьянове
(1926 — 2012 гг.)
Василий Григорьевич Кирьянов — живописец, художник-монументалист, педагог. Участник Великой Отечественной войны. В 1955 году поступил на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина АХ СССР, учился в мастерской профессора А.А. Мыльникова. Дипломная работа Василия Григорьевича «Комсомольцы в Гражданскую войну» — проект оформления интерьера театра им. Ленинского комсомола. В 1961 году В.Г. Кирьянов по распределению переехал в Новосибирск, работал в Художественном фонде города. Автор мозаичных панно «Труд, наука, культура», «Человек и наука медицина».
О книге рассказал сын художника Евгений Васильевич Кирьянов.
Научный архив РАХ представил краткий обзор документов из личного студенческого дела Василия Григорьевича, которое хранится в фонде №7 (ИНЖСА им. И.Е. Репина).
25.04.2024
«История отечественной культуры в архивных документах»
17 – 19 апреля 2024 года в Российской национальной библиотеке состоялась VII научная конференция «История отечественной культуры в архивных документах», призванная объединить исследователей, рассматривающих историю отечественной культуры сквозь призму архивных материалов, которые включают не только исследовательскую работу, но и выставочные проекты, медиа-ресурсы, выступления. Соорганизаторами мероприятия выступили Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства и Московский государственный институт международных отношений.
В заседаниях приняли участие исследователи, историки, филологи, искусствоведы из разных городов России. Они представили РНБ, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ, ЛГУ имени А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Дом-музей Б.М. Кустодиева и другие научные и образовательные учреждения.
От Научного архива Российской академии художеств выступила Наталья Викторовна Чёрная с докладом «Древнее Закавказье в работах искусствоведа В.Б. Блэк». Доклад, подробно освещающий исследовательскую работу Вирко Борисовны Блэк в исторических музеях Еревана и Тбилиси по описанию предметов, найденных при археологических раскопках в Кармир-Блуре и Нор-Баязете, вызвал живой интерес со стороны слушателей и участников конференции.
Заседания транслировались в онлайн режиме.
Запись выступлений доступна на официальной странице Российской национальной библиотеки.
19.04.2024
«Искусство Древнего Востока». К 100-летию Вирко Борисовны Блэк
29 марта 2024 года в Научной библиотеке Российской академии художеств состоялась научно-практическая конференция «Искусство Древнего Востока», посвященая 100-летнему юбилею Вирко Борисовны Блэк — доктора искусствоведения, преподавателя Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Санкт-Петербургская Академия художеств им. И. Репина).
В рамках конференции обсуждались следующие темы: история изучения Древнего Востока в России; археологические исследования; изучение искусства и художественных культур Древнего Востока; мифологические сюжеты в искусстве и в литературе;
письменность Древнего Востока.
С приветственным словом выступили и.о. директора Научной библиотеки РАХ Н. В. Аладина и директор Научного архива РАХ Л. С. Георгиевская.
Программа конференции на сайте Научной библиотеки РАХ
Научный архив РАХ представила Наталья Чёрная, зачитав доклад «О поездке искусствоведа Вирко Блэк в Тбилиси и Ереван и её работе в исторических музеях этих городов».
21.03.2024
«Единообразие и порядок» – Государственный совет Российской империи. К 180-летию Мариинского дворца
20 марта 2024 года в Выставочном зале федеральных архивов в Санкт-Петербурге состоялось открытие историко-документальной выставки «Единообразие и порядок» – Государственный совет Российской империи. К 180-летию Мариинского дворца. Основу выставочной экспозиции составили документы из фондов высших государственных учреждений РГИА.
30 марта (11 апреля) 1801 г. Александр I издал указ «Об учреждении непременного Совета для рассматривания Государственных дел». Разработка программы государственного преобразования была поручена М.М. Сперанскому и 1 (13) января 1810 г. император специальным Манифестом объявил о создании Государственного совета. Текст Манифеста гласил: «К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении признали мы нужным установлению Государственного совета дать образование, свойственное пространству и величию нашей империи». Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Николай Петрович Румянцев, а главой Государственной канцелярии был назначен государственный секретарь М.М. Сперанский.
14 июля 1884 г. Александр III подписал указ, по которому Мариинский дворец объявлялся резиденцией Государственного совета, Государственной канцелярии, Комитета министров и Канцелярии по принятию прошений на высочайшее имя приносимых. 11 февраля 1885 г. состоялось торжественное освящение дворца как центра российской государственности. Императорским манифестом от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» была учреждена Государственная Дума – нижняя палата парламента, а Государственный совет стал верхней палатой. После Февральской революции Государственный совет и Государственная дума Российской империи прекратили свою деятельность.
Историко-документальная экспозиция «Единообразие и порядок» – Государственный совет Российской империи. К 180-летию Мариинского дворца» дает уникальную возможность ознакомиться с архивными документами, освещающими первые и последующие шаги нашей страны по пути создания русского парламентаризма.
Санкт-Петербург, Заневский проспект, 36,
до 27 июня 2024 года.
21.03.2024
Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников
29 февраля 2024 года в Государственном историко-художественном «Новый Иерусалим» в подмосковном городе Истра открылась выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников».
Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него не только как на величайшего автора, но прежде всего как на уникального масштаба Мастера — наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников, ставших гордостью русской живописной школы.
В экспозицию вошли работы самого Ильи Репина и его учеников, среди которых Валентин Серов, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Исаак Бродский, Зинаида Серебрякова, Игорь Грабарь и другие, всего — 110 работ из собраний 20 музеев России и 4 частных коллекций.
Научный архив РАХ предоставил цифровую копию фотографии Ильи Ефимовича Репина для одноименного каталога выставки.
Московская область, ГО Истра, г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1,
до 28 июля 2024 года.
05.03.2024
Выставочный проект РОСФОТО: «Лицо Блокады»
при участии Научного архива РАХ
24 января 2024 года в Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО состоялось открытие выставки «Лицо Блокады», приуроченной к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
В экспозиции представлено более 200 оригинальных отпечатков 1941–1944 годов, среди которых работы Бориса Павловича Кудоярова, снимки фотокорреспондентов, работавших с агентством ТАСС и в газете «Ленинградская правда», — Всеволода Сергеевича Тарасевича, Бориса Васильевича Уткина, Владимира Илларионовича Капустина.
Научный архив предоставил ряд фоторабот Сергея Гавриловича Гасилова, основателя фотолаборатории Академии художеств, работавшей в Ленинграде в годы блокады. Кроме того, С.Г. Гасилов состоял в Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.
В экспозиции представлены фотографии выставки «Героическая оборона Ленинграда», открытой во время войны и ставшей основой первого Музея блокады.
Совместно с Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда, Центральной универсальной научной библиотекой имени Н.А. Некрасова и частными коллекционерами.
Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 35, дворовый корпус, 2-й этаж,
до 25 февраля 2024 года.
24.01.2024
Круглый стол «Феномен блокадной фотографии: проблемы изучения, экспонирования и хранения» в Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО
В рамках мероприятия обсуждались вопросы значения блокадной фотографии в контексте исторических событий. Были затронуты следующие аспекты: с какими сложностями сталкивались фотографы в военное время? Как действовала цензура? Каким образом архивы, музеи и частные коллекционеры хранят пленки и фотоотпечатки того времени? Как атрибутировать фотографии, когда утеряны негативы?
Архивист Отдела негативов и фоторепродукций Научного архива Российской Академии художеств Анастасия Матушкина представила доклад «Фотокамера на службе Отечеству» о работе фотографической лаборатории Академии художеств в годы Великой Отечественной войны.
Форум «Дневные звезды» проходит в Санкт-Петербурге с 17 января по 23 февраля 2024 года. Его цель — широкое освещение деятельности музеев Санкт-Петербурга по сохранению памяти о блокаде Ленинграда, формирование единой концепции сохранения памяти о блокаде в городе.
01.02.2024
Выставочный проект Научного архива РАХ и «Нарвских Триумфальных ворот»: «Сергей Гасилов. Хрупкое прошлое»
3 октября 2023 года исполнилось 130 лет со дня рождения Сергея Гавриловича Гасилова. К юбилейной дате было приурочено открытие выставки «Сергей Гасилов. Хрупкое прошлое».
Совместный выставочный проект Научного архива РАХ и отдела Музея городской скульптуры
«Нарвские Триумфальные ворота» отдает дань памяти замечательному ленинградскому мастеру
фотографии.
С его участием были созданы фотолаборатории в городе Ленинграде, среди них: первая
в СССР лаборатория научной и прикладной фотографии и кинематографии Академии наук СССР
(1931 г.), фотокабинет при Комитете по делам изобретений в Ленинграде (1928-1929 гг.),
фотолаборатория Гипроспецмета в Ленинграде (1932 г.), фотолаборатория Академии художеств
(1935 г.). Также он работал в фотокабинетах при Публичной библиотеке (1925-1933 гг.) и Эрмитаже
(1934-1935 гг.).
В период блокады Ленинграда фотолаборатория Академии Художеств (1941-1944 гг.) являлась
единственной функционирующей лабораторией в городе. После войны сотрудники фотолаборатории
продолжили заниматься съемкой репортажей с мероприятий Академии, а также заказной съемкой
произведений искусства в музеях по всему Советскому Союзу.
Вошедшие в экспозицию выставки фотографии — лишь малая часть профессионального и
творческого наследия Сергея Гавриловича Гасилова, незаслуженно забытого в наши дни. Не ставя перед собой задачи целостно отразить облик фотографа, проект познакомит зрителей с особо ценными фотоматериалами из фондов Научного архива РАХ.
04.10.2023
Журнал «Адреса Петербурга» принял участие в конференции Научного архива РАХ «Блокада Ленинграда. Культурный след»
Сергей Семенович Ярошецкий, шеф-редактор Издательского дома «Адреса», в рамках конференции представил обзор нового номера Журнала Учёта Вечных Ценностей «Адреса Петербурга» по теме «Монументы Дороги жизни», приуроченный к завершению года 80-летия прорыва блокады Ленинграда и будущим торжествам, связанным с 80-летием полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Для публикации в номере сотрудниками архива в фондах были подобраны уникальные фотографии монументов Дороги жизни. В выпуске можно ознакомиться также с обзором выставки фоторабот С.Г. Гасилова в Нарвских Триумфальных воротах.
06.12.2023
Международный выставочный проект «Иван Шишкин»
С 25 ноября 2023 года в Главных анфиладах Приморской государственной картинной галереи (г. Владивосток) идет выставка, в рамках которой приморские зрители и гости города смогут увидеть творческое наследие одного из самых известных русских пейзажистов.
В залах Галереи расположились более ста пятидесяти произведений живописи, оригинальной и печатной графики мастера. Предметы, вошедшие в экспозицию, прибыли во Владивосток из Санкт-Петербурга, Минска, Серпухова, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Екатеринбурга и Хабаровска. Выставка дополнена мемориальными предметами из Елабужского дома-музея Ивана Шишкина и архивными документами из Научного Архива Российской академии художеств, которые позволят зрителю ближе познакомиться с биографией великого художника, оказаться среди вещей, которые сопровождали жизнь, творчество и быт Ивана Ивановича.
Имя выдающегося русского живописца, Ивана Ивановича Шишкина, неразрывно связано с историей Петербурга и Императорской Академией художеств: являясь выпускником Академии, обладателем двух академических Малых серебряных и одной Большой золотой медали, после реформы 1894 года, он был приглашен в Высшее художественное училище при Академии художеств на должность руководителя пейзажным классом. Известно о дружбе Ивана Шишкина с еще одним выдающимся «академистом» – Ильей Ефимовичем Репиным.
Материалы личного фонда Ивана Ивановича Шишкина состоят из трех групп: автографы художника, письма художников к фондообразователю и материалы о живописце.
Представленная в рамках выставки Тетрадь «с заметками о живописи» и рисунками относится к периоду обучения Ивана Ивановича Шишкина в Училище живописи, ваяния и зодчества. Это один из самых ранних документов в фонде и относится он к 1852 году.
Наибольшая по количеству документов группа – письма художников, адресованные Ивану Шишкину. Среди них: автографы А.М. Васнецова, В.В. Верещагина, П.А. Брюллова, Н.А. Касаткина, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, Н.А. Ярошенко и других. Содержание переписки освещает вопросы страхования и продажи картин мастера, участие некоторых из них в зарубежных и отечественных выставках, а также раскрывает тесные творческие связи Ивана Шишкина с Императорским обществом поощрения художников и Товариществом передвижных художественных выставок.
Группа «материалов о художнике» представлена оригиналом рукописи племянницы живописца, А.Т. Комаровой, написанной по его заметкам и полностью посвященная его творчеству. Автограф датирован XIX столетием.
Личный фонд Ивана Ивановича Шишкина насчитывает 35 единиц хранения.
Владивосток, ул. Алеутская, 12, Главные анфилады Приморской государственной картинной галереи, до 19 мая 2024 года
24.11.2023
В 2023 году музей-заповедник «Петергоф» отмечает 35-летие со дня открытия «Музея семьи Бенуа» и 210-летие со дня рождения архитектора, профессора Императорской Академии художеств, главного архитектора Петергофского дворцового управления Николая Леонтьевича Бенуа.
В рамках семинара, приуроченного к юбилейным мероприятиям, удалось обсудить вопросы, связанные с изучением, сохранением и использованием наследия семьи Бенуа, а также поддержать традицию международного культурного обмена, заложенную инициатором создания музея, Александром Николаевичем Бенуа, мечтавшим видеть его «не только хранилищем произведений искусства, но и крупным, жизненным культурным и научным центром».
С обзором наиболее ценных архивных материалов из личного фонда архитектора Леонтия Бенуа выступила сотрудник научного архива РАХ - Матушкина Анастасия Николаевна.
27.09.2023
В рамках научно-практической конференции были зачитаны доклады сотрудников Научного архива РАХ, посвященные творчеству двух выдающихся иллюстраторов – Н.Э. Радлова и А.Ф. Пахомова.
Документы, составляющие личный фонд Николая Эрнестовича Радлова, были переданы в дар Научному архиву РАХ 5 апреля 1987 (1988) года, дочерью художника – Радловой Лидией Николаевной. После научно-технической обработки документов, был создан самостоятельный личный фонд под номером 59, состоящий из 35 единиц хранения. В фонд вошли документы, связанные с разносторонней деятельностью Николая Эрнестовича Радлова за 1920-1930-е годы. Документы сгруппированы в шесть разделов: материалы, связанные с деятельностью Радлова как художника, договоры с издательствами на оформление книг, различные карандашные наброски
и другие.
Алексей Федорович Пахомов, чей личный фонд также хранится в Научном архиве РАХ, с 1948 года являлся ассистентом на графическом факультете, а с 1949 года и до самой смерти – профессором кафедры графики с полной педагогической нагрузкой. На протяжении 25 лет он возглавлял мастерскую станковой графики на графическом факультете Института им. Репина.
21.04.2023
В Санкт-Петербургском филиале Института океанологии РАН на 1-й линии Васильевского острова открылась выставка, на которой были представлены рисунки с изображениями Подзорного острова, находившегося в месте пересечения Фонтанки, Невы и Екатерингофки. В 1706 году Петр I построил там каменный двухэтажный дворец с башней, с которой он мог обозревать залив и устье Невы. Дворец назвали Подзорным, позже название закрепилось и за островом. До середины XX века, на нем находилась Лоцманская слобода и жили лоцманы.
На выставочном проекте, посвященном истории Подзорного острова, представлены фрагменты личного дела лоцмана Г.И. Теттелева. После смерти Петра дворец был превращен в склады-магазины Гребного порта для хранения смолы, дегтя и такелажа.
После Великой Отечественной войны Подзорный канал был засыпан, а Подзорный остров присоединён к «большой земле». Сейчас на этом месте располагаются цеха Адмиралтейских верфей.
Выставка проходит на базе Института океанологии им. П.П. Ширшова.
14.04.2023
Выставка Государственного Русского музея
Творчество крупного русского и советского скульптора первой половины ХХ века Леонида Владимировича Шервуда, чье личное дело хранится в Научном архиве РАХ, лишь однажды было представлено на монографической выставке. Она состоялась еще при жизни мастера в 1952 году в Государственном Русском музее. Сейчас по-своему актуальной представляется новая монографическая экспозиция. Дореволюционный период его творчества был отмечен созданием исполненного вдохновения портрета А.С. Пушкина (1902), надгробия Глеба Успенского (1909) и памятника адмиралу С.О. Макарову в Кронштадте.
В советское время Шервуд участвовал в реализации плана монументальной пропаганды, выполнив памятники А.Н. Радищеву и А.И. Герцену, продолжал активно работать в области портретной и мемориальной скульптуры, исполнив, в частности, бюсты А.В. Луначарского, П.Л. Войкова, И.В. Сталина. Знаковой для эпохи социалистического реализма стала монументальная статуя «Часовой».
12.04.2023
На выставке «Вигвам в Пенатах» представлены фотографии и бытовые предметы, рассказывающие о доме с загадочным названием «Вигвам», который находился на территории усадьбы «Пенаты» и принадлежал семье Юрия Ильича Репина, сына Ильи Ефимовича.
В экспозицию включены живописные произведения Юрия Репина, созданные им в период жизни в Куоккале с 1906 по 1939 год, в том числе портреты детей и жены, которые экспонируются впервые, а также предметы детской одежды и обуви, обнаруженные в доме при создании первой описи имущества усадьбы «Пенаты» в 1939-1940 годах.
Научный архив РАХ предоставил на выставку копии документов из фонда И.Е. Репина, повествующие о жизни и быте семейства Ю.И. Репина – сына прославленного художника.
17.07.2023
«Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения»
25 июля в рамках Национального проекта «Культура», в Новосибирском государственном художественном музее открылся уникальный выставочный проект — «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения».
Выставка проходит при поддержке Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области и Министерства культуры Российской Федерации. Партнеры проекта: Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова, Музей-усадьба В.И. Сурикова, Музейный центр «Площадь Мира», Алтайский государственный краеведческий музей, Научный архив Российской Академии художеств.
В экспозиции представлено 39 произведений сибирского художника, в том числе из фондов Новосибирского государственного художественного музея. Центром экспозиции стало масштабное полотно «Покорение Сибири Ермаком» из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). Его размер 3 на 6 метров, а вес более 200 килограммов, за 84 года картина впервые покинула пределы Русского музея.
25.07.2023
На исторической родине великого художника можно увидеть 40 работ из Русского Музея, Третьяковской галереи и музеев Красноярского края. К выставке было проведено масштабное исследование – современные художники Красноярска рассказали, как Василий Иванович повлиял на них и на историю российского искусства в целом. В пространстве выставки можно познакомиться с интервью художников, а также прочитать цитаты из писем самого Сурикова о его творчестве и воспоминания о нем. Кроме того, посетителям представлен таймлайн с самыми интересными фактами из жизни художника.
Научный архив РАХ предоставил на выставку фотодокументы из коллекции фотографа А.А. Григорьева, изображающие интерьеры здания Академии художеств.
28.06.2023
Илья Репин. Далекое близкое
19 ноября 2022 года в Приморской картинной галерее открылась выставка «Репин. Далекое близкое», на которой представлены более 80 шедевров кисти Ильи Ефимовича Репина, а также архивные документы из коллекции Научного архива РАХ.
История описания личного фонда художника Ильи Ефимовича Репина (№25) в составе коллекции документов Научного архива Российской Академии художеств, является классическим образцом работы по комплектованию и формированию фондов, содержащих особо ценные документы выдающихся деятелей культуры и искусства. Согласно акту приема-передачи от 7 апреля 1941 года, документы семейного архива Репиных были переданы на государственное хранение в Архив ВАХ старшим научным сотрудником Академии – И.А. Бродским.
На данный момент фонд доступен для исследователей в полном объеме: две описи насчитывают 3787 единиц хранения. Среди документов значатся рукописи, воспоминания, дневниковые записи, личные документы И.Е. Репина, хозяйственные документы «Пенат», газетные вырезки, переписка художника, а также членов его семьи, фотографии.
Большая часть архивных материалов фонда №25 ранее не была представлена широкой публике.
21.11.2022