Академия художеств
ленинград
ссср
Война. Блокада. Победа
1941-1945
С.Г. Гасилов. Огород в Круглом дворе Академии Художеств.
Слева стоит Виктор Федорович Твелькмейер, сидит на переднем плане Елена Сократовна Баскова, в тёмном плаще и кепке - Герман Германович Гримм.
Также на фото: Л.Б. Твелькмейер, М.Я. Григорьева, Р.А. Беляева. 1944 г.
НА РАХ IIс-885

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Вариант статьи о профессорско-преподавательском составе ВАХ, подготовленной Мариной Викторовной Иогансен для XIV выпуска сборника научных трудов "Вопросы художественного образования", июнь 1975 г. НА РАХ Ф.3, оп.2, ед.хр.47


В публикации использованы документы, собранные Анной Максимовной Смирновой, и оригинальные фотографии Сергея Гавриловича Гасилова, сделанные им во время Великой Отечественной войны.

С первых дней войны коллектив Всероссийской академии художеств, как и весь советский народ, встал на защиту Родины и показал перед лицом смертельной опасности образцы мужества, стойкости и высокого сознания гражданского долга. Одни были призваны в ряды Красной Армии, другие записывались в Народное ополчение, третьи участвовали в подготовке города к активной обороне и в трудных условиях осады обеспечивали работу крупнейшего художественного вуза страны.

Война поставила перед руководством, партийными и общественными организациями Академии сложную задачу: с одной стороны, мобилизовать все силы коллектива на помощь фронту, а с другой - продолжать учебную и научную деятельность учебного заведения.

С 23 по 30 июня 41 сотрудник Академии художеств ушел в ряды Красной Армии.



25 июня 1941 года в Ленинграде была создана специальная служба технической маскировки города, ее штабом стало Архитектурно-планировочное управление Ленсовета. Большой объем этой работы выпал на долю профессорско-преподавательского состава Академии. Более тридцати крупнейших архитекторов и художников, главным образом декорационной мастерской, вместе с воспитанниками были мобилизованы на выполнение срочных заданий по маскировке военных и промышленных объектов, а также ценнейших памятников города.

Работа состояла из двух аспектов: научно-теоретического и практического. Бригада, в которую входили профессора
Сергей Васильевич Беляев, Артур Александрович Грубе, Оскар Рудольфович Мунц, Петр Васильевич Прейс, Мирон Ильич Рославлев, Лев Михайлович Тверской, доценты Сергей Васильевич Приселков и Владимир Александрович Успенский, должна была в предельно сжатые сроки пересмотреть имеющийся в Советском Союзе материал по этой теме и обобщить опыт, накопленный западноевропейскими странами в ходе войны с гитлеровской Германией. Четкая организация и высокая квалификация исполнителей позволили за несколько дней составить первые, крайне необходимые, документы, содержащие методические указания и практические рекомендации.

С.Г. Гасилов. Аэростат воздушного заграждения у Преображенского собора.
НА РАХ II-863

1 июля 1941 г. состоялась передача третьей партии документов главному архитектору Ленинграда - Николаю Варфоломеевичу Баранову, ответственному за маскировку всего города. В нее вошли: "Маскировка тыловых объектов декорационными масками", "Цели и средства маскировки", "Техника и рецептура окраски".

По мере составления документов, картотек и фототек их передавали Штабу по маскировке города, Строительному управлению РККА, Научно-техническим комитетам Военно-Морского и Военно-Воздушного флотов, Отделу охраны памятников Ленгорсовета и другим заинтересованным организациям. Сделанные выводы и подобранные материалы позволили успешно осуществить на практике ряд важнейших маскировочных работ.

С.Г. Гасилов. Укрытие сфинксов на Университетской набережной. 1941 г.
НА РАХ Ф.28, оп.1, ед.хр. 106



"Уже в первые дни Горком партии срочно потребовал рекомендации художников, скульпторов, архитекторов для работ по маскировке важнейших объектов, в том числе здания Смольного. Василеостровский райком, в свою очередь, обязал нас выделить людей, для руководства маскировкой заводов - Балтийского, "Электроаппарат", "Севкабель". <...>. Все выделенные приступили к работе сразу же, не потеряв ни одного дня. Многие студенты помогали укрывать скульптурные памятники города в составе специальных отрядов".

В.А. Королев, доцент
С.Г. Гасилов. Ленинград в годы блокады. Памятник Николаю I на Исаакиевской площади.
[Лето 1943 г.]
НА РАХ IIс-405

С.Г. Гасилов. Укрытие сфинксов на Университетской набережной. 1944 г.
НА РАХ I-4677

Значительно большее количество архитекторов и художников было занято практической работой, проводившейся непосредственно на объектах. В их числе были академики архитектуры Александр Сергеевич Никольский и Лев Владимирович Руднев, профессора Николай Борисович Бакланов, Михаил Павлович Бобышев, Яков Германович Гевири, Алексей Иванович Заколодин, Николай Филиппович Петров, Борис Александрович Фогель, Игорь Иванович Фомин, доценты Армен Константинович Барутчев, Герман Германович Гримм, Владимир Оскарович Мунц, Семён Андреевич Павлов, Александр Израилевич Сегал, Виктор Фёдорович Твелькмейер и другие.

Они разрабатывали проекты бутафорских построек и фанерных макетов, призванных дезориентировать вражеских летчиков, принимая непосредственное участие в их создании. Выполненные по их эскизам маскировочные сетки и камуфляж скрыли важные объекты и ценные памятники архитектуры, а позднее - и корабли Балтийского флота.

Студенты-скульпторы помогали укрывать памятники монументальной скульптуры. Эта работа осуществлялась в городском масштабе под руководством Игоря Всеволодовича Крестовского.
27 июня в Смольном Городским комитетом ВКП(б) было принято решение о формировании Народного ополчения.

3 июля в здании Академии состоялся митинг, на котором 43 человека подали заявления о зачислении их в ополчение. Добровольцами были руководители вуза, преподаватели, студенты, рабочие и служащие. Люди разного возраста, разных специальностей, объединенные одним горячим желанием: отстоять свободу и независимость своей Родины.
В.А. Королев, доцент
Запись добровольцев в ряды Народного ополчения продолжалась. Не взирая на возраст и состояние здоровья, обращались с просьбами преподаватели старшего поколения. В случае отказа, просили возложить на них гражданские обязанности любой сложности <...>. Записавшихся в Народное ополчение направляли в дивизию Василеостровского района. Вместе с Ленинградским университетом, ВАХ создала учебный пункт, где проходила поверка и строевая подготовка наших студентов. Секретарю парторганизации лично было дано указание создать группу из добровольцев,-подразделение, предназначавшееся для заброски в тыл врага и ведения партизанской войны. Тогда же были созданы истребительные отряды. Бойцов, хорошо подготовленных в военном и физическом отношении, среди нашего коллектива нашлось немало".

В первые месяцы войны на фронт ушли директор института Владимир Яковлевич Родионов, его заместитель по научной и учебной работе, профессор Михаил Константинович Каргер, директор Средней художественной школы Николай Ильич Андрецов, преподаватели Владислав Леопольдович Анисович, Алексей Андреевич Дивин, Александр Дмитриевич Зайцев, Софья Владимировна Коровкевич, Александр Александрович Трошичев, Аркадий Акимович Шелутко, Пётр Николаевич Шульц, заведующая учебной частью Анна Максимовна Смирнова и многие другие.

Владимир Яковлевич Родионов. Фотография из личного дела.
Письмо В.Я. Родионова - Академии художеств.
НА РАХ Ф.7, оп.3, ед.хр.318, НА РАХ Ф.3, оп.2, ед.хр.48
Примеру старших товарищей последовала молодежь. Только за июль - август из числа студентов, находившихся в Ленинграде, 27 было призвано в Красную Армию, 133 стали бойцами-добровольцами Народного ополчения. Кроме того, многие, разъехавшиеся до начала войны на производственную практику, в творческие командировки и в отпуск, подавали заявления на призывные пункты по месту пребывания. Из сведений, посланных Комитету по делам искусств, видно, что число уходивших на фронт неуклонно росло, и к началу ноября 1941 г. добровольцев уже было 216 человек. Всего за полгода войны на фронт ушло около 300 человек - более трети коллектива.


НА РАХ Ф.3, оп.2, ед.хр. 46
Представители Всероссийской академии художеств сражались в Крыму и под Москвой, на Украине и Кольском полуострове, но больше всего в грозные дни 1941 года их было под Ленинградом. Недавние студенты и работники вуза стали пехотинцами, моряками, саперами, артиллеристами, снайперами, разведчиками, политработниками, редакторами фронтовых газет и боевых листков. К началу августа почти целиком из студентов-добровольцев Академии и Университета был создан партизанский отряд. В него вошли студенты живописного факультета М.М. Кочерга, П.А. Литвинов, В.И. Федоров, Г.Л. Чепец, Г.Г. Шевченко и другие. Специалист по античному искусству, доцент П.Н. Шульц стал одним из его проводников. Девушки-добровольцы осваивали нелегкий труд сандружинниц и медицинских сестер.
Статья Марины Николаевны Озеровой в газете "За социалистический реализм", №40,1943 год.
НА РАХ Ф.3, оп.2, ед.хр.48
Сотрудники Академии художеств сражались и средствами искусства. Большой вклад внесли они в развертывание агитационной работы в городе-фронте. В первые дни войны на домах Ленинграда появился плакат доцента Академии Владимира Александровича Серова "Били, бьем и будем бить". За ним последовали "Наше дело правое - мы победим", "Защитим город Ленина" и другие.
Широкую известность получили плакаты и других художников-педагогов: Николая Александровича Павлова, Константина Ивановича Рудакова, Иосифа Александровича Серебряного, скульптора Вениамина Борисовича Пинчука.

В июле 1941 г. в Академии был проведен конкурс на лучшую политическую карикатуру, в котором участвовало более 40 человек. К печати были рекомендованы работы Леонида Михайловича Торича, Александра Григорьевича Рочегова, Моисея Борисовича Ваксера и Елены Григорьевны Мелик-Богдасаровой. Двое последних, дипломники архитектурного факультета, вскоре стали работать в «Окнах ТАСС».
В течение июля-августа профессорско-преподавательский состав выполнил серию картин и панно для выставки «Великая Отечественная война советского народа против германского фашизма». В приказе по Политуправлению Ленинградского Военного округа от 31 августа 1941 года по этому поводу говорилось: "Созданная по решению Военного Совета Ленинградского Военного округа выставка, на боевых трофеях, документах и картинах показывает героическую борьбу нашей Красной Армии и Флота против фашистских полчищ и является хорошим агитационно-пропагандистским средством, мобилизующим бойцов, командиров, политработников и трудящихся Ленинграда на защиту своего родного и любимого города от фашистских захватчиков".

Далее начальник Политуправления Ленинградского Военного округа бригадный комиссар Степанов обращал внимание на "... активное участие всего коллектива Всероссийской академии художеств, ... художники в короткий срок создали ряд замечательных картин, отображающих героические подвиги бойцов, командиров и политработников Красной Армии и Флота, прославивших в боях силу и мощь советского оружия". Среди тридцати шести сотрудников Академии, удостоенных благодарности, были академик Н.Ф. Петров, профессора М.И. Авилов, М.П. Бобышов, А.И. Заколодин, Б.А. Фогель, Р.Р Френц, доценты А.И. Сегал, В.А. Серов, аспирант Т.И. Ксенофонтов и другие.

27 июня Исполком Ленгорсовета принял решение о привлечении всех граждан к трудовой повинности. В скудных документах отдела кадров Академии художеств периода Великой Отечественной войны сохранились далеко неполные списки лиц, участвовавших в оборонных работах. Из них видно, что первая партия в количестве 16 человек выехала на станцию Волосово уже 28 июня. Через 2 дня на Карельский перешеек отбыло 14 человек. На станции Подгорелье 2 и 3 июля работало 58 учащихся и педагогов СХШ, а с 14 по 27 июля их там было уже 81 человек. С 22 июля по 8 августа в деревне Огорелье находилось 49 представителей Академии, с 29 июля по 13 августа 21 человек, а с 11 августа по 20 – еще 53 человека.

Когда линия фронта приблизилась к городу, людей посылали укреплять его ближние подступы. З сентября 24 человека уехало на работы в с. Рыбацкое, 10 сентября в деревне Сельцы, у Колтушей, работало 9 человек. С 12 по 15 сентября на Охту отправили 41 человек. Последний документ, содержащий сведения об участии Академии в создании оборонительных рубежей вокруг города, датирован октябрем. Тогда на трудовых работах находилось 76 человек.

Приказ №70 по ВАХ от 27 июня 1941 года

НА РАХ Ф. 3, оп.2, ед.хр. 46

Одновременно со всеми вышеперечисленными работами принимались меры по охране зданий и имущества Всероссийской академии художеств от воздушных налетов и обстрелов. С 29 июня приказом №16 по Академии вводятся круглосуточные дежурства ввиду угрожаемого положения, объявленного в городе. Постановление Ленгорсовета от 2 июля обязывало всех граждан в возрасте от 16 до 60 лет овладеть индивидуальными средствами защиты, а на предприятиях, учреждениях и при жилищных конторах создать группы самозащиты. Команда противовоздушной обороны Академии состояла из отделений: охраны и соцпорядка, медико-санитарного, аварийно-спасательного и химического. Пожарного отделения не создавали, так как его функции осуществляла пожарно-сторожевая охрана, которую в течение всей войны возглавлял Виктор Фридрихович Вейде.

За короткое время была произведена заклейка оконных стекол бумажными полосами, вставлены маскировочные щиты, часть подвальных помещений оборудована под бомбоубежище. Расчищались от ненужных и легковоспламеняющихся предметов дворы, чердаки, лестничные клетки, коридоры. Деревянные конструкции перекрытия обмазывались огнестойкими составами. Создавались запасы воды, песка. Мобилизовывались все противопожарные средства.

Виктор Фридрихович Вейде,

начальник пожарной охраны ВАХ,

фотография из личного дела

НА РАХ Ф.7, оп.3, ед.хр. 345, л.29

В.А. Королев, доцент
"С первых дней войны коллектив Всероссийской академии художеств (ВАХ) проявил себя большим патриотическим накалом мобилизационной работы <...>. В эти дни здания и территория ВАХ готовились к условиям военного времени. Создан был объект МПВО с командой на боевом посту, сандружина и сторожевая охрана, принявшая на себя противопожарные функции.
Гасилов С.Г. Команда по охране порядка в здании. Слева направо: профессор А.С. Бернштейн, А.А. Гольдрей, А.Л. Каганович, В.А. Горб, старший по смене в пожарной охране В.К. Ниткин, С.Г. Невельштейн, Я.М. Штейн, А.Г. Миллер (?), Ксенофонтов (?), Ю.Л. Рудницкая, Л.И. Сиверин, Н.И. Грановский. Декабрь 1941 г.
НА РАХ I-4641

Гасилов С.Г. Научно-исследовательский музей Академии художеств, 1944 г.
НА РАХ I-5451




Параллельно в напряженном темпе шел учет предметов, имевших художественную, историческую и материальную ценность, которые требовали особо бережного к себе отношения.

В материалах музея сохранились сухие акты - яркие свидетельства огромной работы, проделанной небольшой группой музейных сотрудников. Первый из них датирован 25 июня. Его авторы - научный руководитель и главный хранитель музея, архитектор Александр Владимирович Смирнов и представитель Государственной инспекции по охране памятников Дмитрий Андреевич Крыжановский.

Актом зафиксирован осмотр и разборка бронзовых светильников, входивших в оформление гранитной пристани со сфинксами перед главным входом в Академию. В тот же день они были упакованы в ящики и отнесены в особую кладовую, организованную в подвальном этаже академического здания.
Фрагмент записок А.М. Смирновой "Летопись деятельности ВАХ в 1941 -1945 гг."
НА РАХ Ф.3, оп.2, ед.хр. 46


Следующий документ от 26 июня явился результатом обхода всех помещений Академии и учета, находившихся в них ценных предметов. К их числу были отнесены все люстры XVIII и начала XIX века, круглый стол на бронзовых ножках с мозаичной доской середины XIX в., фигуры итальянских и голландских художников и других из золоченой бронзы, украшавшие залы библиотеки, две бронзовые вазы, ларец, часы, принадлежавшие музею, и некоторые другие вещи. Поражает тщательность, с которой выполнялась вся эта кропотливая работа, несмотря на нехватку упаковочного материала и времени. Занимавшийся демонтажем проектной модели XVIII в. Смольного монастыря доцент Герман Германович Гримм не только пронумеровал все снятые, им детали, но и составил схематический план, на котором обозначил их места.
С.Г. Гасилов. Герман Германович Гримм, 1942 год
НА РАХ I-5449
На протяжении всей блокады Ленинграда Герман Германович оставался в городе, где возглавлял работы по сбору материалов о пригородных ансамблях Пушкина и Павловска, положивших основу их послевоенной реставрации.

Гасилов С.Г. Рафаэлевский зал Научно-исследовательского музея Академии художеств, 1944 г.

НА РАХ II-9752




Особенно сложным и ответственным было снятие со стен залов музея копий росписей Рафаэля и Тициана. 10 июля для решения этого вопроса директор института В.Я. Родионов счел нужным созвать специальное совещание. В нем приняли участие научный руководитель музея А.В. Смирнов, секретарь парторганизации Н.А. Суханов, профессора
Я.Г. Гевирц, С.К. Исаков, М.К. Каргер, Д.И. Киплик, реставратор Н.К. Маковская и другие.



К середине августа все наиболее ценные экспонаты музея были упакованы. Составленная на них опись 23 включала более 2000 наименований. В их числе были 199 картин, почти все собрание графики, в том числе и архитектурной, 846 античных монет, фрагменты керамики и многое другое. Остальную часть имущества музея перенесли в подвальное помещение. В опустевших залах остались лишь повернутые лицом к стене больших размеров гипсовые слепки. Так началась охрана произведений искусства и консервация музейных экспонатов Всероссийской академии художеств.
18 августа стало известно о решении Комитета по делам искусства при Совете народных комиссаров СССР об эвакуации Академии в Самарканд. В срочном порядке составлялись списки, оформлялись документы, сотрудники снимались с военного и партийного учета, отзывались с оборонных работ. 88 ящиков и 4 огромных вала с музейным имуществом 25 было отправлено на станцию Товарная Московской железной дороги. Однако вывезти Академию не удалось: последний поезд из осажденного Ленинграда, как известно, прорвался через горевшую Мгу 29 августа. Захват 8 сентября фашистами г. Шлиссельбурга и выход их к Ладожскому озеру сделали невозможным эвакуацию водным путем.

После 19-ти дневного (с 25 августа по 12 сентября) пребывания в пакгаузе, возле которого круглосуточно дежурили музейные сотрудники О.Г. Бенуа, С.И. Захарова, Д.Д. Никитенкова, А.Г. Прокопе-Вальтер, Л.В. Свиньина, И.А. Соколова и другие, и имущество музея вернулось на Васильевский остров и было размещено в подвалах академического здания.
НА РАХ Ф.3, оп.2, ед.хр. 46
Начались тяжелые будни блокадной жизни. К началу сентября положение на Ленинградском фронте было крайне тяжелым. Хотя за каждый клочок земли на линии Красное Село - Гатчина - Колпино шли упорнейшие бои, тем не менее остановить натиск рвущихся к городу фашистов не удалось. Вражеское кольцо становилось уже. Фронт приближался. В этих сложных условиях Ленинград готовился к уличным боям. На перекрестках улиц создавались огневые точки. Наиболее выгодно расположенные здания превращались в хорошо укрепленные пункты.
С.Г. Гасилов. Фасад Академии художеств.
Из фондов НА РАХ
Много сил в те сентябрьские дни было отдано превращению главного академического здания в одну из "крепостей" обороны Васильевского острова. Замечательный памятник архитектуры, колыбель русского искусства, благодаря массивным стенам и выгодному местоположению мог явиться крепким оборонительным пунктом. Закладывались оконные проемы в подвальных помещениях и угловых залах музея, устраивались амбразуры для огневых точек.
С 8 сентября город стал ежедневно подвергаться бомбежкам и артиллерийским обстрелам. Были дни, когда продолжительность "тревог" доходила до 18 часов. В дирекцию института стали поступать многочисленные заявления с просьбами предоставить место в общежитии, организованном в бомбоубежище. Среди подавших заявления были профессора С.Л. Абугов, Н.Б. Бакланов, М.П.Бобышов, Д.И. Киплик, В.А. Синайский, П.А. Шиллинговский, преподаватели В.Ф. Белявская, Н.Л. Вишневская, И.П. Степашкин и другие.

Кроме того, в академическом бомбоубежище нашли приют жившие по соседству художники ЛОСХа - В.И. Малагис, В.В. Пакулин, работники Ленфильма и даже жильцы рядом расположенных домов, в которых не было надежных укрытий.

Вскоре в подвальные помещения стали переселяться сотрудники Академии, у которых были повреждены бомбежками квартиры. Здесь же жили бойцы пожарно-сторожевой охраны и группы самозащиты, находившиеся на казарменном положении.

С.Г. Гасилов. Общежитие преподавателей и сотрудников в подвале здания Академии художеств.
НА РАХ IIс-985
12 октября 1941 г. в брандмауэрную стенку на стыке домов Nº4 и Nº6 по 3-ей линии, в которых находилось общежитие студентов, попала первая, но далеко не последняя на территории Академии авиабомба. На этот раз обошлось без жертв.

С.Г. Гасилов. НА РАХ Ф.28, оп.1, ед.хр.106


27 октября на 2-ой линии против мозаичного корпуса разорвался артиллерийский снаряд, а 21 декабря во время сильного обстрела снаряд попал в жилой корпус на Литейном дворе.
Кроме значительных повреждений, причиненных домам, взрывной волной выбило почти все стекла в рядом расположенных зданиях. Остался без стекол и корпус мозаичной мастерской, где, несмотря на войну и блокаду, под руководством профессора Академии, художника-мозаичиста В.А. Фролова продолжали набирать панно для станций Московского метрополитена.

Для забивки оказавшихся без стекол многочисленных оконных переплетов не было фанеры. Оставшихся мозаичистов (тех, кто не ушел на фронт) пришлось перевести в небольшое помещение, которое можно было хоть как-то отапливать.

Автор неизвестен. Из фондов НА РАХ.
В.Г. Старов. Мозаичная мастерская.
Лист №2 из серии «Академия художеств в блокаду», 1987 г.
НА РАХ II-107961

Несмотря на варварские обстрелы и бомбежки города, на уход значительной части преподавателей и студентов на фронт, не взирая на тяжелые условия жизни осажденного города, в октябре в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств начались занятия. Правда, студентов на всех курсах вуза было значительно меньше - всего 391 человек, вместо обычного контингента, превышавшего числа 600.

Проведение и посещение занятий перемежалось с исполнением самых разных неотложных дел, выдвинутых военным временем. Часто занятия прерывались "тревогами". Большинство преподавателей и студентов сразу стали командирами и бойцами группы самозащиты. Те, кто не входил в нее, спускались в бомбоубежище. Как вспоминал в последствии профессор Починков, преподаватели дочитывали в нем лекции.


С.Г. Гасилов. Ленинград в годы блокады. На занятиях в СХШ.
НА РАХ IIс-998

Сергей Гаврилович Гасилов, фотограф, основатель фотолаборатории ВАХ,
фотография из личного дела
НА РАХ Ф.10, оп.2, ед.хр. 44
Жизненные условия в городе-фронте с каждым днем становились тяжелее. В середине декабря перестал работать городской транспорт. Чтобы добраться до Академии, приходилось пешком преодолевать большие расстояния по загроможденным сугробами улицам, часто под обстрелами и бомбежками. Желая во что бы то ни стало выполнить свои программы, некоторые преподаватели, например, Наталья Давидовна Флиттнер, Борис Леонидович Богаевский, вынуждены были проводить занятия у себя дома.

С 17 ноября из-за острого топливного голода резко сократилась работа электростанций. Освещались лишь особо важные объекты. Огромное здание Академии художеств погрузилось во мрак. Электроэнергию получала только фотолаборатория, где большой специалист своего дела, фотограф Сергей Гаврилович Гасилов выполнял оборонные задания, связанные с фотосъемкой.

В помещениях становилось все холоднее. Резко сокращались нормы выдачи продуктов питания. Однако наперекор всему, ценой невероятного напряжения сил, воли, институт продолжал работать.
Перепечатка из дневника Германа Германовича Гримма.
Упоминается "добрый, хороший С.Г.Г." - Сергей Гаврилович Гасилов.
НА РАХ Ф.3, оп.2, ед.хр. 49
С.Г. Гасилов. Ленинград в годы блокады. Столовая Академии художеств.
НА РАХ IIс-993
С 6 по 10 декабря 29 дипломников, из которых 10 были откомандированы из Красной Армии, защищали свои работы. Несмотря ни на что, порядок защит, заведенный в институте, строго соблюдался и в эти дни. Члены Государственной экзаменационной комиссии всесторонне обсуждали каждую из представленных на их суд работ, спорили о ее достоинствах и недостатках. Как и в другие годы, заседания ГЭК стенографировались.

Лучшими были признаны – картина Н.А. Виноградова "Петр I на стройке флота", иллюстрации к "Повестям Белкина" А.С. Пушкина, представленные М.А. Тарановым, скульптурная группа "Материнство", выполненная И.И. Сысоевым, проекты здания библиотеки Академии наук для Москвы М.Б. Ваксера, В.И. Кочедамова, С.Б. Сперанского и проект судостроительной верфи В.А. Короля. После защиты был устроен традиционный вечер. Выставка работ была открыта для обозрения в январе.
Фотографии некоторых студентов, защитивших дипломные работы в декабре 1941 года
(из личных дел):
  • Виноградов Н.А.
    НА РАХ Ф.7, Оп.7, Ед.хр.1935/15.
  • Марков А.П
    НА РАХ Ф.7, Оп.7, Ед.хр.1935/59
  • Заонегин В.Г
    НА РАХ Ф.7, Оп.7, Ед.хр.1935/27
  • Лансере А.Н.
    НА РАХ Ф.7, Оп.7, Ед.хр.1935/48
  • Пустовойтов В.С
    НА РАХ Ф.7, Оп.7, Ед.хр.1935/24
  • Симберг В.Б
    НА РАХ Ф.7, Оп.7, Ед.хр.1935/82
  • Таранов М.А.
    НА РАХ Ф.7, Оп.7, Ед.хр.1935/105
  • Шуваев М.К.
    НА РАХ Ф.7, Оп.7, Ед.хр.1935/95
Фрагмент записок А.М. Смирновой "Летопись деятельности ВАХ в 1941 -1945 гг."
НА РАХ Ф.3, оп.2, ед.хр. 46
Мужество, воля, проявленные дипломниками, их руководителями, членами ГЭК, произвели сильное впечатление на "Большой земле". В передовой статье газеты "Литература и искусство" от 4 апреля 1942 г. отмечалось, что « ... в декабре, в самые тяжелые дни осады, состоялась дипломная сессия Академии художеств. За всю свою почти двухвековую жизнь старейшая русская художественная школа не видела события, по значению равного этой сессии. Молодые художники (некоторые из них вернулись в Академию после ранения на фронте) защищали свои дипломные работы. Это была заявка художественной молодежи на полноценное художественное творчество, это был ее ответ варварам, громившим из дальнобойных орудий бессмертные творения русской классической архитектуры».

15 декабря на заседании Ученого совета аспирант И.А. Бартенев защитил кандидатскую диссертацию "Взаимоотношения конструкций и формы в русской архитектуре XVIII-ХIХ вв., а 29 декабря профессору Павлу Александровичу Шиллинговскому была присуждена докторская степень. Стенографические отчеты заседаний убедительно показывают, что на военное время ни оппоненты, ни члены совета никаких скидок не делали. Извещение об этих защитах было передано по ленинградскому радио.
Павел Александрович Шиллинговский в группе студентов.
Автор неизвестен. Из фондов НА РАХ.
Кроме подготовки и проведения занятий, участия в Государственной экзаменационной комиссии, заседаниях Ученого совета профессорско-преподавательский состав вел большую научную и творческую работу.

Педагоги творческих факультетов включились в общую работу ленинградских художников по отображению полных героизма фронтовых будней Ленинграда, стойкости и мужества его защитников, отдельных эпизодов Великой Отечественной войны, свидетелями которых они были. Ослабшие от голода, порой едва держась на ногах, они находили в себе силы делать натурные зарисовки на улицах города и передовых позициях Ленинградского фронта. Графические серии, созданные зимой 1941-1942 гг. архитекторами А.С. Никольским и Е.И. Катониным, художниками М.П. Бобышовым, Н.А. Павловым, А.Ф. Пахомовым, и другими, получили большую известность и заслуженное признание. Художники Академии внесли весомый вклад и создали замечательные произведения на темы Великой Отечественной войны. Многие из их работ экспонировались на выставках 1942, 1943 гг. и позднее.
Из фондов НА РАХ
В черновых записях дневника секретаря комитета ВЛКСМ, студентки 4 курса скульптурного факультета В.Л. Рыбалко, говорится о том, что молодежь, кроме занятий и участия в груше самозащиты объекта, вела большую шефскую работу в госпиталях (дежурство, оформление красных уголков и палат и др.). Студенты навещали раненых товарищей, заботились о семьях фронтовиков.

В архиве хранится скромный документ - письмо 21-ому участку МПВО Красногвардейского района. В нем всего 9 строк:
*Музей архитектуры Всероссийской Академии Художеств просит передать на хранение части деревянной резьбы над окнами деревянного дома Nº 236, разрушенного бомбежкой 29 октября 1941 г., по выбору научного сотрудника И.А. Соколовой. Дом этот был построен в начале XIX в. и состоял на учете Отдела Охраны архитектурных памятников Ленинграда". Это показывает, что работа сотрудников музея не ограничивалась обязанностями по обеспечению сохранности фондов. Не прекратила своей работы и библиотека.
Коллектив ВАХ не только участвовал в обороне города, но и жил напряженной трудовой жизнью.

Но как не были мужественны ленинградцы, недостаток продовольствия, холод, тяжелые бытовые условия (к концу 1941 г. перестали работать водопровод и канализация) делали свое дело. Люди слабели.
Фрагмент записок А.М. Смирновой "Летопись деятельности ВАХ в 1941 -1945 гг."
НА РАХ Ф.3, оп.2, ед.хр. 46
С.Г. Гасилов. Преподаватели и сотрудники Академии художеств в столовой-стационаре. Зима 1942 г.
На первом плане слева П.С. Наумов, К.П. Фурсов (без головного убора), А.И. Савинов (в ушанке), в глубине у стены С.Я. Турковский, справа у стола Н.Б. Бакланов (в очках), А.И. Заколодин.
НА РАХ I-4642
Дирекции Академии удалось организовать в здании стационар, куда направляли наиболее сильно нуждавшихся в поддержке членов коллектива. Он был создан в середине января 1942 г. и рассчитан на 25 коек. Возглавляли стационар врачи Б.Н. Бурда и Е.Д. Зайцева.
Находился он "в нижнем этаже здания Академии на углу набережной и 3 линии... Ослабевшие люди постепенно оживали и возвращались к любимому делу. "По вечерам около единственного средства отопления - круглой чугунной "буржуйки" - собирались все находившиеся там лица", - вспоминал А.А. Починков, - "и кто-нибудь по очереди делился своими воспоминаниями или сообщениями о своих работах по искусству. Я вспоминал о своих странствиях по Италии, профессор Б.А. Фогель рассказывал о своей жизни в молодые годы в Париже, профессор С.К. Исаков читал отрывок из своего большого труда по истории Академии художеств в XIX веке, профессор Б.Л. Богаевский делился воспоминаниями о путешествии по Греции».
С.Г. Гасилов. Зима 1941-1942 гг.
Из фондов НА РАХ
Стационар спас многих от, казалось бы, неминуемой голодной смерти. Но мест в нем было мало, а некоторые попадали в него в таком тяжелом состоянии, что нуждались уже не в нем, а в госпитализации. В январе и феврале почти ежедневно поступали сведения о гибели от истощения.


Невеселые вести шли в Академию в те дни и с фронта.

Только в 1941 г. в боях за город Ленина погибло свыше 50 человек. Подавляющее большинство среди них составляли добровольцы Народного ополчения.

В начале января 1942 г. стало известно о гибели директора Института, В.Я. Родионова. Прекрасный организатор, инициативный и настойчивый, он добился отправки на фронт, где сразу завоевал авторитет среди однополчан и доверие командования. «Он пал смертью храбрых 3-го января 1942 г.». Так сообщал о гибели 35-летнего коммуниста-патриота начальник штаба минометного батальона тов. Семенченко.

НА РАХ Ф.7, оп.3, ед.хр. 318
Положение с кадрами в Академии вызвало серьезную тревогу в Городском комитете партии и Комитете по делам искусств при СНК СССР. Поэтому, как только наладилось движение по льду Ладожского озера, в числе первых учреждений, переправленных на Большую землю, была ВАХ. Основная часть – 250 человек выехала из Ленинграда 19 февраля 1942 г., 35 человек эвакуировались в марте, отдельные лица покинули город еще позже.
С.Г. Гасилов. Подготовка к эвакуации. Февраль 1942 г.
НА РАХ I-4626
Заметки М.В. Иогансен для подготовки статьи.
НА РАХ Ф.3, оп.2, ед.хр.49
С.Г. Гасилов. Подготовка к эвакуации ВАХ, февраль 1942 года.
НА РАХ I-4629, I-4629а

С.Г. Гасилов. Виктор Федорович Твелькмейер в своем рабочем кабинете.
Февраль 1942 года.

НА РАХ I-4630


В Ленинграде осталась небольшая группа. Ленинградское отделение Академии в течение всего времени его существования (до июля 1944 г.) возглавлял доцент Виктор Федорович Твелькмейер. Хотя на отделение возлагались "оперативно-хозяйственные функции", он сумел так организовать жизнь и работу небольшого коллектива, что выполненное намного превышало поставленные перед ним задачи. Основная работа состояла в обеспечении сохранности всего имущества Академии – зданий, оборудования кабинетов, мастерских, аудиторий, разного вида учебных пособий, музейных и библиотечных фондов.

НА РАХ Ф.7, оп.3в, ед.хр.164, л.57
Чтобы совершать ежедневные многократные обходы объекта, выполнять даже минимум работ, связанных с поддержанием порядка в помещениях и на территории, проверять целостность замков и печатей, нужны были трудоспособные люди, а таких было очень мало. Поэтому первоочередным делом руководителя и его ближайших помощников (В.А. Анисимова, М.Я. Григорьева, С.М. Кантор) было помочь восстановить силы истощенным людям.

Огромная работоспособность и организаторский талант, присущие Твелькмейеру, проявились и на новой должности несмотря на то, что он в полной мере испытал все тяготы первой блокадной зимы. Он устраивал наиболее слабых в городские стационары, добился получения для ряда товарищей продовольственных карточек 1-ой категории, организовал переселение работников Отделения в академическое здание, что экономило силы и исключало возможность быть убитыми в пути.

Летом по его инициативе на Круглом дворе создали огород. За короткое время Твелькмейер сумел сплотить разных людей в дружный трудолюбивый коллектив. Забота о кадрах позволила не только сохранить многим жизнь, но и справиться в дальнейшем с большим объемом разнообразных работ.
С.Г. Гасилов. Огород в Круглом дворе. 1944 г.
НА РАХ I-4624
Фрагмент записок А.М. Смирновой "Летопись деятельности ВАХ в 1941 -1945 гг."
НА РАХ Ф.3, оп.2, ед.хр. 46
С.Г. Гасилов. В саду Академии художеств. 1944 г.
НА РАХ IIс-886

4 апреля 1942 г. в северо-восточный угол здания попала 500-килограммовая авиабомба. Пробив три перекрытия, она разорвалась в нижнем этаже. Полностью были разрушены газоубежище, мастерская проф. А.А. Осьмеркина - помещение, в котором провел последние годы жизни Т.Г. Шевченко. Каким-то чудом уцелела только мемориальная мраморная доска.

Немецко-фашистские вандалы не случайно попали в здание. Оно значилось, в списке объектов, подлежащих уничтожению. Через 20 дней на Литейный двор было сброшено 4 бомбы каждая по 250 кг. Тогда в руины были превращены мастерская проф. В.А. Синайского и флигель с гаражом, сильно пострадали три жилых корпуса. Повреждения наносили и артиллерийские обстрелы. Общая сумма ущерба, причиненного Академии артобстрелами и авиабомбами, составила 5.197 миллионов рублей.


С.Г. Гасилов. Дворовый фасад Академии художеств после попадания бомбы.
НА РАХ IIс-502
Приходилось возможными средствами ликвидировать последствия бомбежек: заделывать фанерой разбитые части окон, переносить в главное здание имущество из поврежденных, оставшихся без хозяев, квартир (например, В.Я. Родионова). Некоторые сотрудники еще перед эвакуацией сдали на хранение имевшиеся у них произведения искусства, другие это выполнить не смогли. Оставшиеся товарищи по мере возможности проявляли заботу об их имуществе. Квартиры и мастерские (например, Н.Б. Бакланова, М.Г. Манизера, М.И. Рославлева) периодически посещались. В тех случаях, когда охрана оказывалась ненадежной, наиболее ценное имущество перевозилось. Так под сводами академического здания оказались библиотеки, научные архивы и произведения искусства, принадлежавшие А.К. Барутчеву, М.П. Бобышову, Е.И. Катонину, Е.П. Наумовой, С.В. Приселкову, М.А. Серафимовой, Б.А. Фогелю и др. Поступали материалы и погибших от голода товарищей - Г.И. Котова, А.Г. Прокопе-Вальтер, П.А. Шиллинговского и др. На все поступления составлялись описи. Исполнение этой ответственной и физически тяжелой работы легло на плечи научных сотрудников и лаборантов, а их было вместе с заведующей музеем, Александрой Андреевной Белогруд, всего 6 человек.

С.Г. Гасилов. Разрушения в здании Академии художеств после попадания бомбы.
IIс-505 НА РАХ
С.Г. Гасилов. Общежитие сотрудников Академии художеств.
Справа сидит В.Ф.Твелькмейер, за ним стоит - Е.С. Баскова
IIс-984 НА РАХ


"Сильно затрудняет эту работу, - писал в Самарканд В.Ф. Твелькмейер, - недостаток сотрудников, а главное рабсилы и отсутствие транспортных средств. Вы можете себе представить, что перевезти, например, из квартиры А.А. Починкова 7.000 диапозитивов на трамвае невозможно! Согласно же последнего приказа по Управлению нам сократили штат сотрудников, а кроме того 25% нашего состава работает на оборонных сооружениях и на торфоразработках".
С.Г. Гасилов. Этнографический музей. Разрушения в вестибюле.
I-1355 НА РАХ
После попадания летом 1942 г. фугасной бомбы в Этнографический музей, часть его имущества ("80 сундуков с мягким материалом, рулоны из войлочной кладовой, экспонаты резной кости") была передана на хранение Ленинградскому отделению Академии.

С 30 июля 1942 г. по 1 июля 1944 г. в его ведении находились оборудование и помещения эвакуированного завода Монументскульптура.


С.Г. Гасилов. Зал им. Щуко (ныне Великого князя Владимира Александровича). Заседание ГИОП по вопросам сохранения памятников в Ленинграде в условиях блокады. 1943 г.
Среди изображенных М.А. Ильин, Г.Г. Гримм, Ю.П. Гремячинская, Н.Н. Белехов, А.К. Григорьев, А.К. Барутчев, И.Г. Капцюг
НА РАХ IIс-999
В июне 1942 г. в зале В.А. Щуко библиотеки проводилась конференция по вопросам истории и методики архитектурных обмеров, организованная Инспекцией по охране памятников и Управлением по делам искусств. Цель ее состояла в выработке единой методики обмера главных архитектурных памятников Ленинграда и пригородов в условиях войны. К открытию конференции музей и библиотека ВАХ подготовили выставку. Музейные сотрудники принимали активное участие и в работе Инспекции по обследованию поврежденных бомбежками памятников архитектуры, в подборе материала по их истории.

С.Г. Гасилов. Комиссия по учету памятников в Научно-исследовательском музее Академии художеств. 1944 г.
НА РАХ I-4658
В отчете музея за 1943 г. указаны: сбор материала и написание справок об особняках гр. Лаваль и Шувалова, здании Главного штаба, Инженерном замке, Екатерининском институте, Таврическом и Зимнем дворцах. Кроме этого, Ленинградское отделение совместно с другими учреждениями города организовывало выставки, посвященные юбилею К.И. Росси (лето 1942 г.), 240-летию Ленинграда (лето 1943 г.) и другие.

Сотрудники чем могли помогали фронту: собирали средства на постройку самолета имени работников искусств и танковой колонны ОСОАВИАХИМа, выделяли рисунки учеников Средней художественной школы для лотерей, устраиваемых школами, средства от которых шли в фонд обороны, являлись донорами, вязали теплые вещи.
Библиотека, а точнее Юлия Петровна Алехнович и Наталья Евгеньевна Белоутова, обеспечивали подборку и выдачу книг в "читальный зал" - маленькое помещение бывшей кладовой, выходившее окнами во двор. Военным художникам предоставлялись репродукции, с которых они делали копии для клубов. Политработникам воинских частей и госпиталей выдавался иллюстративный материал для сопровождения лекций о героическом военном прошлом русского народа.




Важное место среди работ Ленинградского отделения занимала переписка с фронтовиками и эвакуированными товарищами. Наиболее обширную корреспонденцию получали Елена Сократовна Баскова, Виктор Фёдорович Твелькмейер и Александра Андреевна Белогруд.

Елена Сократовна Баскова, фотография из личного дела
НА РАХ Ф.7, оп.3-в, ед.хр. 164, л.3
С. Г. Гасилов.
НА РАХ I-3966
НА РАХ I-3979
НА РАХ I-3986
НА РАХ I-3999

Военнослужащие, которые были выписаны из госпиталей, но нуждались в дополнительном лечении и отдыхе для полного восстановления боеспособности, направлялись в специальные воинские части — батальоны выздоравливающих, действовавшие в Ленинграде с весны 1942 года.


Один из батальонов находился в Академии художеств. В качестве тренеров и инструкторов в батальонах работали спортсмены.

Рэмма Федоровна Михайлова,
историк
"Прорыв 900-дневной блокады Ленинграда навсегда остался радостным днем 1943 года. Операция "Искра" была осуществлена в районе Ладожского озера, в месте Мгинско-Шлиссельбургского выступа силами Ленинградского и Волховского фронтов. Это важное событие запечатлели живописцы В.А. Серов, И.А. Серебряный, А.А. Казанцев, прибывшие в район соединения войск для создания военно-исторической картины на месте боевых действий".
В.В. Стрекалов. Группа художников в дни блокады Ленинграда (в ЛОСХе). Декабрь 1942 г.
Третий слева сидит В.А. Серов, над ним стоит И.А. Серебряный, справа от Серова сидит А.А. Казанцев. Также на фото В.Б. Пинчук, Ю.А. Васнецов, И.С. Астапов, В.И. Курдов, Н.Е. Муратов.
НА РАХ I-13589
Самоотверженная работа отдельных сотрудников и всего коллектива Ленинградского отделения Академии неоднократно отмечалась в приказах. О трудовых успехах коллектива сообщалось в телеграмме 19 апреля 1943 г., направленной в Самарканд: "Рапортуем отличным состоянием музея, библиотеки, установленного комиссией. Пожарная охрана вышла на I-е место по району и Управлению по делам искусств. Твелькмейер. Белогруд».

Летом того же года 45 человек (из 63 по штату) были награждены медалью "За оборону Ленинграда".

С.Г. Гасилов. Встреча Нового 1944 года. Вторая слева - Е.С. Баскова.
Первый справа - Г.Г. Гримм, третий - В.Ф. Твелькмейер, четвертая - А.А. Белогруд.
НА РАХ IIc-991
С.Г. Гасилов. Группа сотрудников ВАХ, переживших весь период блокады в Ленинграде. Накануне возвращения Академии из эвакуации, кабинет истории искусств, 1944 г.
Первый ряд слева направо: Н.Е. Белоутова, неизвестная, В.А. Успенский, А.А. Белогруд, неизвестная, В.Ф. Твелькмейер, Ю.П. Алехнович, Люся Беляева, С.Г. Гасилов, М.Я. Григорьева, А.Н. Таран. Второй ряд: за спиной С.Г. Гасилова стоит Е.С. Таскова.
Верхний ряд: 3-я слева — Р.А. Беляева, 4-я — М.И. Ященкова, 8-я — П.Т. Шилова.
НА РАХ IIIс-1306
Институт живописи, скульптуры и архитектуры и Средняя художественная школа с 23 марта 1942 г. по январь 1944 г. Находилась в эвакуации в Самарканде, небольшая группа профессоров и аспирантов работала в Карабихе под Ярославлем. Успехи Советской Армии на фронтах позволили в феврале 1944 года перебазировать эвакуированные учреждения под Москву, в город Загорск.

В июле 1944 года все учебные заведения Академии возвратились в Ленинград.
Возвращение из эвакуации, лето 1944 года,
С.Г. Гасилов


С огромным энтузиазмом взялись преподаватели, студенты и служащие Академии за восстановление своих зданий.

Занятия начались в октябре 1944 года. В Ленинград постепенно возвращались бывшие фронтовики. Жизнь Академии переходила на мирные рельсы.

Трудные условия военного времени не прервали подготовки молодых специалистов. За 1941-1945 гг. было выпущено 111 живописцев, скульпторов, архитекторов и искусствоведов.

С.Г. Гасилов. НА РАХ Ф.28, оп.1, ед.хр.106
Личное дело С.Г. Гасилова.
НА РАХ Ф.10, оп.2, ед.хр.44
С.Г. Гасилов. Комиссия по учету памятников в Ленинграде. Круглый двор, 1944 г.
НА РАХ I-4657
9 мая 1945 года салют возвестил всему миру о победе Советского народа над гитлеровской Германией. Не всем довелось дожить до этого счастливого дня. Коллективу Института живописи, скульптуры и архитектуры в августе 1944 года было присвоено имя И.Е. Репина. К 20-летию снятия блокады в вестибюле Академии установлена мемориальная доска с именами преподавателей, аспирантов, студентов, сотрудников Академии художеств, павших в боях за свободу и независимость Родины. Многие фронтовики Академии за проявленное мужество, стойкость и отвагу были награждены орденами и медалями Советского Союза.
НА РАХ Ф.3, оп.2, ед.хр.46, л.1

1 июня 1945 года в здании Академии открылась выставка работ художников-фронтовиков ВАХ, имевшая большой успех. Фронтовые впечатления, запечатленные в набросках и альбомных зарисовках, оставили глубокий след в памяти художников. Это помогло им создать по окончанию войны ряд значительных произведений изобразительного искусства.
С.Г. Гасилов.
НА РАХ IIc-536

Материал подготовлен начальником Отдела негативов и фоторепродукций с произведений

изобразительного искусства Водостоевой Е.Н.